В страну Чингисхана через Хакассию и Тыву на ВАЗ 2129

25.11.2010 | 40735 просмотров

Здравствуйте уважаемые читатели Drom.ru. Вот Тентура и вернулись из Монголии. Да, два путешествия за четыре месяца — это интересные ощущения. С одной стороны, притупляется восприятие, а с другой, ты смотришь вокруг без щенячьего восторга отпускника и оцениваешь окружающую действительность более рационально. Начну повествование с вопроса:

Зачем люди едут в Монголию?

Для одних эта страна обязательная в трофеях настоящего путешественника. Другим она кажется экологическим раем с не разрушенной природной гармонией. Третьи едут за экзотикой кочевых форм существования.

Для меня же это страна свободы, чистоты человеческих отношений. Это одно из немногих неэкстремальных мест на планете, где вскрывается истинная человеческая сущность и природа. Учитывая мнимую труднодоступность, здесь очень мало туристов, хотя с каждым годом след от трекингового ботинка, грунтозацепа внедорожника или велосипедного протектора становится все глубже. Международный Туризм в Монголии развивается с чингисхановской стремительностью и беспощадностью, превращая юрты в декорации, а самих монголов в забавных чумазых чудаков с фотографий, которыми хвастается настоящий экстремал перед подружками где-то в городском офисе.

Хотя не все так трагично и десятками тысяч едущие европейцы значительно пополняют монгольскую казну, в принципе монголы успешно продают монгольский воздух, степи и образ жизни своих граждан. Только такой ворчащий бродяга, как я, выказывает свое недовольство развитием братского государства. Мне неведомо удовольствие караванов прокаченных джипов покорять монгольские просторы, я предпочитаю спокойно въехать и раствориться в степи, поселиться в юрте и пожить несколько дней. Здесь не получишь порцию среднеазиатского гостеприимства, к тебе отнесутся спокойно, как к члену семьи, а не гостю. Но если ты будешь вести себя как гость, на тебя будут смотреть, как на очередного чудака с фотоаппаратом на груди, угощающего дешевыми конфетами их детей.

Эта поездка не получилась такой, как планировалось, по потаенным местам Монголии, но она показала нам страну такой, какая она есть, а не такой, какой мы хотим ее видеть и представляли себе.

Вернувшись в мае из Ирана, казалось, что надо выдержать паузу, поработать, заняться домашними делами. Но дорога, пущенная по «дороге», напомнила о себе через неделю и на банально брошенную фразу друга: «Съездить бы в Монголию», отвечаешь: «Легко» и начинаешь обсуждать возможные сроки старта. Сердце начинает биться чаще, глаза горят и на горизонте твоего существования в тумане вырисовывается новая цель. Когда первая эйфория проходит, спрашиваешь себя: «Куда, блин, собрался, ребенку месяц, на работе не фонтан, надо достраивать дом, а о жене ты подумал?». Но намеченные точки маршрута уже пульсируют на виртуальной карте Азии в твоей голове. Мои друзья по Древним Дорогам Азии, тоже на голову больные, но не смогли, к сожалению, собраться, причины я озвучивать не стану, но они действительно веские.

Состав монгольского мероприятия

Мой друг Максим Прокофьев, мастер спорта по спортивному ориентированию, очень добрый и аккуратный человек. Основной водитель.

Друг Макса, Лобанов Эдуард (г. Санкт-Петербург), мультиспортсмен и душа компании, никогда не унывает. Активный защитник окружающей среды. Второй водитель.

Я, Карышев Николай. Вечный штурман. В эту поездку на меня свалилась вся организаторская работа и разработка маршрута. Еще пришлось работать оператором и, как всегда, поваром.

Конь железный ВАЗ-2129, 1994 г. в. Участник путешествия «Древними Дорогами Азии» в апреле 2010 г. Перед поездкой заменены передний мост, раздатка и уплотнители на дверях, поставили второй прикуриватель.

Подготовка

Монгольская идея зародилась в самолете Тегеран — Ташкент. У меня на руках была книга Лео де Хартога «Чингисхан». Порывшись в Интернете по чингисхановской теме, нашел занимательное место: гора Бурхан-Халдун, на вершине которой находиться огромное Обо Чингисхана. Гора находиться у истоков реки Керулен, по преданию на ее склонах Чингсхан прятался от преследовавших его меркитов. Позже он объявил гору священной, а территорию вокруг Их-Хориг (запретной зоной). На Обо выезжало всего несколько археологических экспедиций, по их описаниям данная местность являлась абсолютно безлюдной и весьма труднодоступной. Эта гора и была выбрана основной целью экспедиции.

Нитку маршрута проложил следующим образом: Новокузнецк — Междуреченск — Абаза — Абакан — Кызыл — Эрзин — погранпереход «Цаган-Толгой» — Арц-Cуур — Баянтэс — Нумрэг — Тосон-Цэнгэл — Их-Ула — пер. Солонготыл-Даба — оз.Тэрхийн Цагаан Нуур влк. Хорго — Цэцэрлэг — Хара-Хорин — Лунэ — Улан-Батор — Багануур — г. Бурхан-Халдун — Багануур — Улан-Батор — Сухэ-Батор — Кяхта –Улан-Удэ — Иркутск — Красноярск — Кемерово — Новокузнецк

Готовиться к маршруту начал еще до получения разрешения от жены. Полистал отчеты, в принципе, все понятно, ничего сложного. Прогуглил верхнее течение Керулена на предмет бродов и болот. Первого июля получил благословление супруги, и была назначена дата старта 20 августа 2010г. Визы заказали в Монгольском консульстве в г. Кызыл. Стоимость визы на 20 дней — 1 850 руб.

На капот наши друзья из РА «Номер один» наклеили новую карту. Магазин «Автолюбитель» обеспечил запчастями, расходниками и Hi-Jack-ом. Друг Славик подогнал бокс на крышу. У брата взял арбалет. В общем, собирали всем миром. Спасибо всем.

Стартовали в пятничный полдень, как всегда с Площади Общественных Мероприятий Новокузнецка. На старте были вдвоем с Максом. Эдик в понедельник должен прилететь в Абакан и присоединится к нам. Собрались друзья, родные и даже телевидение приехало. Телеканал ТВН уже по традиции оказывает нам информационную поддержку.

Выезжаем из города в сторону Междуреченска.

Чтобы из Новокузнецка попасть в Абакан, надо ехать через Кемерово, Шарыпово, Ширу, это ровно 900 км. У нас же спортивный маршрут, и мы едем напрямую через Ортон на Балыксу. Эту дорогу мы проходили в ноябре 2008 на «таблетке» и чуть было не остались там, но преодолели и путь туда и путь обратно. После ноябрьских дождей, снегопадов и разлившихся рек, августовская сушь и солнышко уничтожают любые тревоги и опасения, касательно выбранного нами пути.

Как только отъезжаем от города, перестает играть музыка и работать один из прикуривателей. Проверяем все предохранители и догадываемся, что дело в монтаже нового прикуривателя. В Междуреченске заезжаем на СТО, выясняется, что корпуса рядом расположенных прикуривателей коротили, ребята все заизолировали и добавили на новый прикуриватель отдельный предохранитель. Проезжаем понтонный мост через Томь, за мостом, возле шлагбаума, человек в камуфляже собирает мзду за проезд через мост. Узнав, куда мы едем, парень долго не мог понять, как мы проедем через тайгу в Монголию. До зоны в поселке Трехречье 80 км отличной грунтовой дороги, к КПП подъезжаем, уже смеркается. За КПП сразу налево, дорога превращается в обычный таежный путь с большими лужами и свисающими со всех сторон ветками кустов. Перед первым перевалом, по осеннему опыту километр глубокой грязи, сейчас это окаменевшие огромные колеи. Я вышел поснимать наше первое препятствие. В этих сухих колдобинах Макс умудрился найти лужу с ведро и всю ее выдать прямо на меня.

Отмыл болотную жижу в ручейке, решили вставать прямо у дороги, снимать стресс и отметить начало пути.

Так как мы поехали летом и планировали много времени проводить на свежем воздухе, то взяли с собой даже кемпинговую мебель. Да это гламурно и неспортивно, но чертовски удобно. Мимо нас проехало несколько машин, все-таки пятница и народ тянулся за город. Со стороны Хакассии приехал трехдверный Mitsubishi Pajero, ребята ехали с Байкала и решили разведать эту дорогу. Узнали Ниву: «Это же вы на Памир ездили». Приятно, блин.

Встаем с рассветом, тайга в росе и лучах солнца, прекрасна.

Весь день двигаемся по этой дороге беглых преступников. Два перевала и многочисленные броды наша Нива преодолевает без труда. Весь путь нас сопровождает коршун, он сидит прямо на дороге и взлетает при нашем приближении, немного летит прямо над автомобилем и исчезает, через пару километров он снова перед нами на дороге. Много снимаем на видео.

На последнем перевале мы пересекли границу Кемеровской области и въехали в Хакассию. Спуск с перевала идет по широкой речной долине. Но вся красота тайги изуродована следами золотодобычи. К сожалению, это типичная картина для Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Страшно представить, как погибала экосистема этой речушки и видно, как долго природа затягивает раны.

Дорога идет прямо, а мы заезжаем в Балыксу к родственникам Максима. Очень простые и милые деревенские люди, наш приезд был полной неожиданностью для них. Очень вкусно отобедав, двигаемся дальше. Отличная, новая грунтовка приводит нас в Вершину Теи на Тейский рудник.

Снова изуродованная тайга. Рудник принадлежит Евразруде, и у нас ощущение, будто это наше кузбасское, хотя какое наше, ВСЕ — Московское. Вот так, обсуждая неравномерное распределение благ на этой планете, мы доехали до очаровательной полянки, где и заночевали.

Рано утром покидаем тайгу и оказываемся в Минусинской котловине. Граница между тайгой и степью очень четкая, без переходных зон. Мозг с трудом воспринимает такую резкую смену ландшафтов. Котловина известна многочисленными археологическими памятниками. У нас еще много времени, и мы сворачиваем в степь в поисках памятников и приключений. Скифские курганы мы находим прямо в подворьях деревушки.

К вечеру приезжаем в Абакан. Утром прилетает Эдик, и нас ждет ночевка на берегу Енисея в черте города. Решаем купить разливного пива «Аян», очень популярного в Кузбассе. Выслушав нас, продавец удивляется и утверждает, что завод «Аян», достигнув определенного уровня популярности, перестал контролировать качество. Все местные пьют Минусинское пиво. Не стали спорить и взяли Минусинского. Неплохое пивко.

На берегу в воскресный вечер людно, многие рыбачат. Макс тоже достал снасти и поймал окунька. Я в это время занялся разбором карт. Карты я скачал генштабовские пятикилометровки с poehali.ru, а Костя Дмитриев из журнала «Горный Район» распечатал их на А-3 формате. Карты только монгольской части маршрута. Мы решили не брать навигатор и пользоваться бумажными картами. ЖПС потом привез Эдуард, но абсолютно пустой, так он в бардачке и провалялся, поцарапался только зря.

Самолет с Эдиком прилетел без задержек, и наш экипаж в полном составе. Едем по трассе М-54 в Кызыл. Нам нужно успеть до 15:00. в консульство за визами. Как известно, эта трасса очень живописна: Ергаки, Спящий Саян, Тувинские сопки.

Фото Спящего Саяна с прошлогодней поездки в июне, поэтому в снегу.

Переехали границу Красноярского края и Республики Тыва.

Перед нами Тыва.

Под перевалом пост ГИБДД. Обычно там обязательная остановка и не очень гостеприимные гаишники. На этот раз светофор погашен, а гаишник лениво провожает нас взглядом. Зато прямо за постом аккуратно ухоженное поле конопли, соток в двадцать. Всем известно, что в Тыве отборную травку растят, но возле поста…, мы подивились.

Точно по графику прибываем в столицу Республики — город Кызыл. Дружище Алик по телефону доводит нас до консульства. Визы получили в течении пятнадцати минут.

После консульства обедаем и едем на СТО, проверить машинку. Обнаружили протекающий сальник на заднем мосту, его нам поменяли за 650 рублей.

Я первый раз в Кызыле летом, общая атмосфера города намного позитивнее, чем весной и зимой.

Все, кого мы встречали, удивлялись: «Почему вы не едете в Монголию через Ташанту?».

Как будто в Монголию ведет одна дорога. «Мы едем через Тыву».

«Но ведь в Тыве страшно, там злобные тувинцы», — удивлялись оппоненты.

На выезде из города, заправляем полные баки и двигаемся в сторону Эрзина. Когда начинает темнеть, сворачиваем в лиственечный лес на берегу речки и встаем лагерем.

Эдик торжественно вручает нам партнерское снаряжение и экипировку от «Vaude», и ТД «Альпенхауз». Уже в темноте прямо на лагерь выезжает Камаз с лесом и машина сопровождения. Черные лесорубы остановились, увидев, что мы не лесничие, продолжили движение к трассе.

На следующий день доезжаем до Эрзина, доливаем баки, но канистры решаем не набирать. 80 литров в баках нам хватит на 800 км, а машина и так перегружена. Зря их, короче, взяли, они так и проболтались в салоне, только место занимали.

От Эрзина до границы, начали тянуть асфальт, но еще километров 30 осталось стиральной доски. Макс приспособился не сразу к таким дорожным условиям. Нас обогнал УАЗ, и поехав за ним, поняли, что машина не чувствует эту гребенку, на скорости 70 км/час. Вокруг был уже монгольский ландшафт, справа виднелись пески Алтан Элс.

Отдельно хочется сказать об Эдуарде, как только он к нам присоединился, наша экспедиция приобрела яркий зеленый цвет. За всю поездку мы не выбросили в придорожную канаву ни одной соринки. Весь мусор ехал с нами весь день, до ближайшей помойки. А помойки в Монголии, большая редкость. :)

Сменивший в течение суток, столичную суету и высокий ритм жизни, на умиротворенность Центрально-Азиатских равнин Эдуард пребывал в эйфории, а точнее, был просто счастлив.

Границу прошли за полчаса, хорошо успели до обеда. Прямо в монгольской таможне отделение Хаан Банка. Меняем деньги. За шлагбаумом грунтовые дороги расходятся в разные стороны, мы выбираем ту, которая ведет к магазину.

Наш путь лежит в поселок Баянтэс, где есть мост через реку Тэс. Дорога идет по пескам. Но все сложные места, легко объезжаются.

Симпатичные песчаные пейзажи, на самом деле, основная экологическая проблема Западной Монголии. Вместе с растущим населением увеличивается и количество скота на выпасах. Почва не успевает восстанавливаться от постоянного копычения и, раздуваясь ветрами, превращается в пустыню. Замкнутый круг, растет количество населения и количество скота, только площадь Монголии остается прежней. Так и до Чингис-Хана недалеко.

Совет путешественникам: Это пиво пить нельзя, мы им окропили обо на одном из перевальчиков.

А вот это и это можно.

Стали появляться первые местные.

На этом мультяшном тракторе Макс показал класс шиномонтажа.

Если вы думаете, что Монголия — это степь да степь кругом, то сильно ошибаетесь. Степи до горизонта вы увидите в Казахстане. Монголия — совсем другое. Уходящие вдаль равнины, обрамленные красивыми холмами, иногда живописные скалы или камни, долины, переходящие в каменистую или песчаную пустыню, сменяющиеся горами, покрытыми листвиничным лесом. А леса там действительно много. И это абсолютно весь монгольский пейзаж.

И по монгольским просторам там и тут стоят юрты и бродят тучные стада крупного и мелкого скота: козы, овцы, бараны, лошади, яки (сарлыки).

Вот река, на той стороне Баянтэс, но где мост?

Мост в пяти километрах, выше по течению.

На той стороне мы свернули в лиственнечный лесок, чтобы поставить лагерь, и наткнулись на монгольскую семью, которая катала войлок.

Встали в 200 метрах на симпатичном бережку, искупались, смыли пыль тувинскую. Сели отмечать прибытие в страну Свободы.

Чуть попозже к нам подъехали два вождя племени, я предложил им лучшие места за столом, угостил тушеной картошкой, налил спирта. Гости приняли это как должное.

Эдик попросил покататься на коне, ему не отказали. Потомки Чингисхана галантно отужинали, выпили по паре стопок и вежливо откланялись. В общем, душевно пообщались.

Когда стемнело, из леса выехало трое молодых ребят, ведущих еще две лошади. Они активно агитировали за верховую езду в темноте по лесу. Мы же начали агитировать их выпить. Наши доводы оказались убедительнее. Ночью договаривались с парнями устроить гонки до Баянтеса. Они на конях и наша «Нива». Утром из их юрт вышел только один.

С утра в Баянтэсе, посещаем магазин и общаемся с монголами о дороге на Нумрэг.

Доливаем 15 литров бензина.

И покидаем Баянтэс.

Дорога на Нумрэг безлюдна, множество ответвлений на стойбища. Штурман болен — идем по звездам. Встретили только сотку из Тывы, земляки рассказали про дальнейшую дорогу, заправки и достопримечательности.

С ними ехал мальчик, настоящий Батыр, будущий чемпион борьбы сумо.

Нумрэг — крупный сумонный центр. Первый раз доверяемся монгольскому общепиту. В монгольских гуанзах (кафе) вас не ждет готовое блюдо, это вы ждете от 30 минут, пока вам его приготовят. Вкусное мясо с овощами и бульоном возвращает штурмана к жизни.

Пополняем запасы в сельпо и выезжаем дальше.

По графику на сегодня наша цель проехать Тосон-Цангал. За рулем Максим, едет распугивая диких и домашних животных. Дорога живописна, перед поселком, на перевале обо.

В этом city мы поужинали, встретили еще один тувинский экипаж. У Макса сеанс связи с Родиной.

Вечерело, на центральном проспекте зажгли фонари. Как же нелепо они там смотрятся.

Выехав за поселок, встали на обрывистом берегу реки Идэр-Гол.

Максим поймал рыбы, и мы поужинали ухой. Лагерь ставить не стали, легли под звездами. Так мы спали как въехали в Монголию. В Монголии очень сухой климат, роса утром почти не выпадает. Но если набрать высоты, то ночью замерзает вода в кружках и путешественники ставят палатку ночью на скорость.

Весь следующий день нас манило озеро Тэрхийн Цагаан Нуур. Где по описанию дромовцев, есть рыба. Много рыбы. В ближайшей деревушке позавтракали, завтрак ждали минут сорок.

К обеду мы перевалили перевал Солонготыл-Даба. На перевале большое Обо, видны следы присутствия русских.

В поселке под перевалом детвора атаковала Эдика, конфет он не жалел.

Заехали в гуанз перекусить. У карты снова диспут. Кстати, на капоте нашей машины был изображен Чингисхан. Образ взят из фильма «Монгол». И буквально каждый житель нас за него ругал. Оказывается, монголы не любят это кино. Если помните, в начале фильма показано, что Чингисхан находится в плену, в общем, совершенно негероическая стороны его жизни. Монголы говорят так: «Бондарчук хороший, фильм плохой, Чингисхан японский». Для них Чингисхан — всегда герой, он в принципе не мог сидеть в плену.

И вот на горизонте появилось озеро Тэрхийн Цагаан Нуур. Сворачиваем и через степь к берегу. Макс достал спиннинг, а я и Эдик — кресла и пиво. Только мы расслабились, на мотоцикле подъехали двое полицейских. Сказали, что озеро заражено и находится около водоема вообще нельзя. Почему? Оказалось, пришел монгол, подстрелил утку больную птичьим гриппом, утка упала в озеро. Все вокруг заражено. Эксперты, мол, взяли воду на пробу, так что лучше ничего не делайте. В общем, порыбачить нам не удалось.

Естественно, мы сделали вывод, что эта туфта придумана, чтобы туристов в кэмпинги загонять. Проехали дальше. Из озера вытекает река, пробившая себе русло в лавовом поле.

Макс решил и здесь порыбачить. Только закинул старик невод, на горизонте снова появился силуэт китайского байка с двумя пассажирами в форме. Не дожидаясь встречи с копами, снимаемся и решаем ночевать цивильно, в кэмпинге.

Мы оказались единственными постояльцами. За теплый душ, ночь под одеялом, ужин с водкой и завтрак без водки мы отдали по 27 баксов с человека!!! Ну ее к черту, эту цивильность!!! Одна радость — теплый сартир.

Собираем манатки и на вулкан, хочется размяться и на гору подняться. Я и Эдик идем пешком, а Макс триалил на «Ниве» по лавовым полям.

Вокруг застывшая лава, очень интересное место, прям молодость планеты. Как и в любом интересном месте куча буржуев с гидами. Снаряжены, как в суровый горный поход. Очень удивлялись нашим сланцам и кроксам.

Покидаем озеро и вулкан. Заправляем полные баки. Заправляться в Монголии нужно на заправках «Петровис». Бензин на них российский, не сильно разбодяженный, и емкости на заправках преимущественно новые, не гнилые.

По дороге проезжаем живописный каньон, с кэмпингом над обрывом. Эдуард проводит эксперименты со своим желудком. Молоко сарлыка, айраг, сушеный творог и снова айраг. Выжили все.

Километров за 150 до Цэцэрлэга появляется асфальт. Мы ожидали асфальт только от Хара-Хорина. Рядом идет новая трасса, обкопанная рвами и пересыпанная каждые два километра гравием. Въезд и движение по ней невозможны. Все пылят рядом.

Ночь прошла под дождем на лужайке. Самое страшное для монгольских дорог это дождь, грунт превращается в грязь. Обычно, если дождь заканчивается утром к обеду все высыхает. Но это страшно для тех, кто спешит, монгол же лучше подождет день-два и продолжит путь посуху.

Вот и Цэцэрлэг.

Вскоре попадаем в плодородную долину Орхона, где-то впереди столица чингизидов Каракорум, а ныне один из центров туризма в Монголии Хара-Хорин.

Хара- Хорин абсолютно левое место. От чингизидов там осталась одно статуя черепахи и ведущиеся постоянно раскопки. Основной достопримечательностью является буддийский монастырь. Куча иностранных туристов и местные проныры. Когда тебе в Центре Азии подают еду, как в самолете, начинаешь сочувствовать антиглобалистам. И еда была отвратная.

Зашли на базар. Сыграли партеечку. :)

От Хара-Хорина асфальт. И на закате въезжаем в столицу. По пятницам въезд в Улан-Батор платный.

Улан-Батор, конечно, хорош, если бы не пробки. В городе нет объездной, и весь поток идет через центр. Заночевали в гостинице.

Утром заехали на базар, прикупить сувениров. На входе в рынок познакомились с дядей Ваней, он нас быстренько провел по нужным отделам и помог поторговаться. Сэкономили кучу времени. После обмыли наши покупки прямо на капоте.

У меня еще и день рождения как раз был.

Братья путешественники.

C большим трудом, выехали из города на юго-восток. Мы стремимся в дикую и малонаселенную долину Керулена. Но этот путь был полон сюрпризов.

Посреди степи неожиданно возник огромный всадник, отражающий солнце. Это огромный памятник Чингисхану из нержавеющей стали. Под ним просторный пантеон и музей. На гриву коня можно подняться в лифте или пешком. Высота статуи 30 метров. Это огромное сооружение и смотрится монументально. Внутри статуи непрестанно крутят фильм о том, как его героически строили. Монголы очень гордятся собой. Памятник действительно выполнен великолепно и очень точно, с соблюдением всех пропорций. При ближайшем рассмотрении, например, видно, что это конь, а не лошадь. Памятник Чингисхану изначально планировалось как место для туристов с постройкой в будущем эко-парка и кемпингов, где будут останавливаться многочисленные иностранцы. Но сейчас это место больше для монголов, куда они едут гордиться своей страной.

Едем далее, асфальт почему-то не кончается. И нашим изумленным взорам предстает огромный угольный разрез, а за ним город из девятиэтажек. На генштабовской карте ничего подобного нет. Да уж приехали в дикое безлюдное место.

Как оказалось, это шахтерский город Баганур, возникший в 1984-1986 году.

В недоумении едем по асфальту на северо-восток до военной базы, там асфальт кончается. Уже вечереет, и мы по степи подъезжаем к Керулену. Очередная попытка поймать хитрую монгольскую рыбу не увенчалась успехом. Сидим за столом, а в реке громкие всплески, как насмешки над нашим рыбацким мастерством. В темноте со стороны Бурхан-Халдуна проехал отряд джипов с туристами, насчитали 26 пар фар.

Утром играем в гольф, пьем кофе и выезжаем к Бурхан-Халдуну.

Долина реки начинает постепенно сужаться, появляются кэмпинги. В этом месте была самая сложная для проезда дорога на монгольском участке, и то мы по ошибке туда свернули.

Неожиданно пролетел вот такой аппарат.

На одном из участков параллельно с нами шел головастик со скорость 60-70 км/час. Неожиданно правое переднее колесо грузовичка продолжило путь вперед самостоятельно, а головастик подняв тучу пыли остановился. Наконец-то мы достали Hi-Jack.

Ценный груз.

Поставив машину на пеньки, мы расстались с монголами. Как же мы удивились, через три часа возвращаясь, их уже не было. Как они починили машину с рассыпавшимся ступичным подшипником и вытекшей тормозной жидкостью, нам осталось неведомо. Вообще монголы философски относятся к поломкам в пути, даже к более серьезным. Они могли прекрасно обойтись и без нашей помощи, дойдя до ближайшего леска и вырубив лагу. Их механический гений мы наблюдали повсеместно и не смогли не проникнуться уважением к этим неунывающим людям с золотыми руками.

Мы подъехали к границам заповедной зоны и парка «Долина Ханов».

А вот и непосредственно шлагбаум. Женщина не стала препятствовать нашему въезду в Запретную Зону.

Наконец вдали мы увидели священную гору и огромное Обо на ней. Но не вызвало это у нас радости. И не рискнули мы, несмотря на недостаток бензина, ехать туда. Куда-то делась вся наша спортивность и стремление, вроде вот она, цель. Может, виной тому наплыв туристов, или выезжающий навстречу нам джип. Наверное, вся эта публичность убила приключение, которого мы так ждали.

Сейчас же за созданием отчета, корю себя и ругаю, что, сделав пару фото, развернул экспедицию. Ведь эта гора не потеряла своей сути из-за наплыва туристов, просто мы лишились возможности сделать свое маленькое географическое открытие.

На обратном пути заехали в юрту и устроили натур-обмен. Тугрики у нас кончились, а мяса хотелось. Поменяли старый туристический коврик и пачку лапши на баранью ногу. Монголы, увидев в машине еще три коврика, хотели еще меняться, но столько нам за вечер не съесть. Снова берег Керулена, весь в эдельвейсах. В казане плов, а на шампурах мясо.

Утром не обнаружили остатки бараньей ноги на дереве, где повесили ее в полутора метрах от земли. Какая-то собака-жираф сперла.

По долине пасутся тучные стада. От стойбища к стойбищу ездит молоковозка и принимает молоко у населения.

Заехали в юрту поснимать верблюдов и чайку попить. Монголы угостили очень твердым сыром. Именно из-за такого сыра у них крепкие белые зубы. Мы же оставили им остатки овощей и других продуктов.

Не доезжая Баганура стоит заброшенная советская военная часть. На территории Монголии на самом деле очень много заброшенных военных городков, оставшихся от советских войск. Когда-то там была мощная группировка нашей армии, которая располагалась в Монголии для обороны с Китаем. Но люди ушли, а города остались. Монголы не могли содержать такие районы. Нужно было завозить уголь, чтобы было тепло, качать воду, электричество проводить. Они поступили проще — выкопали весь цветмет, сняли металл и окна. В общем, разобрали все, что можно. Остались целые кварталы пустых голых домов. Очень печальное зрелище. Заброшенный мертвый город.

И снова улан-баторские пробки. В магазине покупаем пиво и вкуснейший сок алоэ.

Два часа мы ехали через город и только на закате встали на трассу в Сухэ-Батор. До границы доехали часа в три ночи. Ночевали на берегу речки в зоне обзора пограничных вышек. Рано утром встали в очередь на таможне. Монголы, все как один, промышляют мелкой контрабандой. Надевают на себя по несколько вещей и берут под запись у коммерсов верблюжьи одеяла. Очередь была приличная, и нас монгольский пограничник пропустил в обход своих соотечественников. В терминале встретили украинского мотоциклиста, хотя он уже намотал 10 000, у него еще все впереди.

На русской таможне стояли часа четыре, успели починить фару. Наши заставили заполнять декларацию, хотя тувинцы при выезде обрадовали меня, что декларации отменили. Но тут на другом конце страны еще не отменили. Вот и Родина.

Ночевать встали в бурятской степи, на берегу ручейка с облепихой. Эдик жарил мясо. Я на ужин приготовил еще монгольские бараньи ребрышки. Контрабандные, так сказать. Впереди еще российская часть маршрута. Обсуждаем график движения.

В Улан-Удэ были приятно удивлены чистотой, порядком и приветливостью местных жителей.

В Абакане такая же женщина, а еще улыбнула голова Ленина на площади, к сожалению, не сфотали.

Весь день провели в городе, и только к вечеру выдвинулись в сторону Байкала. В Бабушкино покупаем пива и ОМУЛЯ горячего, холодного, вяленого. По какой-то речушке проезжаем под железкой и вот оно Море Сибирское штормит.

Из заботливо сложенных кем-то дров развели костер и, айда, купаться. Метрах в 200 южнее по берегу кто-то тоже орал и нырял в большие волны. «Там, наверно, девки», решили мы.

Когда мы с Эдиком уже спали, к Максу, сидящему у костра, из темноты вышли два мужика, поздоровались и вздохнули: «А мы думали, здесь бабы…».

В Иркутске прощаемся с Максом. У него впереди самолет, Южно-Сахалинск, Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Что делать работа у человека такая. За 18 часов в два руля доезжаем до Красноярска. Хоть и первый раз на трассе, дорога знакома по дромовским описаниям. Проезжая село Овсянка, свернули в дом-музей Астафьева. Не очень приветливые смотрительницы все же открыли перед нами двери. Виктор Петрович — самый любимый мой писатель, и посетить его музей хотелось давно.

В музее большая экспозиция предметов быта сибирской деревни. Милые сердцу предметы из таежного детства.

В Дивногорске ночуем у сестры Эдика, очень гостеприимная семья. Приятно после долгой дороги почувствовать домашнюю заботу и уют. Мы расстаемся. Эдуард вылетает в Питер из Красноярска и экспедицию завешать мне одному.

Здесь я позволю себе маленькое отступление. В пику обсуждаемой темы на блоге «путинской» Калины. Дело в том, что я никогда не водил машины с левым рулем на механике и российского производства. В нашей предыдущей поездке в Иран я не вел ни километра. В семье у нас машины не было, а себе я, естественно, покупал японские автоматы. И вот мне предстоит 800 км до дома без советчика на русской механике. От мысли о пересечении незнакомого Красноярска меня бросало в дрожь. Естественно, перед поездкой немного потренировался, но этого опыта явно не хватало. Я выехал в воскресенье в шесть утра из Дивногорска и через 75 км встал на трассу М-53. Трасса далась мне относительно легко, как говорится, ни гвоздя, ни жезла. Так что ужинал я в Кемерово в юртах, там кафе моего брата. Я привез ему национальной одежды, для персонала. Под очень вкусный плов мы вспоминали прошлогоднюю поездку в Монголию. В полночь я был дома. Слава Богу доехал без происшествий.

Да, путешествие получилось не таким, какое мы ждали. Но ощущение Абсолютной Свободы снова зовет в Монголию.

Краткие итоги:

Посещено стран: Россия, Монголия.

Пробег: 7 500 км, из них 2 800 км без асфальта.

Бюджет: 75 000 р. По 25 000 на участника. С учетом ремонта автомобиля до поездки и профилактики после.

Время в пути: 16 дней.

Вот так и прошла эта поездка. Машина не подвела, только грелась немного в Монголии. Но потом почему-то перестала. Всем читателям удачи на дорогах и просто всего хорошего. Спасибо за внимание.

P.S. В отчете я несколько раз упомянул экспедицию в Иран «Дорогами Древней Азии». Отчет на Drom.ru лежит тут.

А с монголкой познакомится очень просто. Подойти и сказать: «Привет».

Видео с поездки

Классс! Хотим с другом купить две нивы, подшаманить их и тоже рвануть в Монголию. Это прямо навязчивая мечта у нас такая.
Молодцы!!! тока 5+
Суперконь
отличный отчет
Друзья, пишите вопросы, на все ответим. Кстати, наконец-то добили кино про Иран, получилось очень интересно. Оно тут http://www.gora42.ru/blog/72.html

Супер!
про Иран тоже читал Ваш отчет.
не bB мозги
покажу черные дыры тепловизором
Мой отзыв: Mazda Bongo Brawny 2003

просто великолепно - очень вам завидую. Собираюсь тоже в монголию в след году. ОЧень меня она манит. Спасибо за отзыв
Мой отзыв: Toyota FJ Cruiser 2008
Интересное путешествие с элементами экстрима!Красивая природа и фото замечательные!Только с рыбалкой не повезло.Ждем дальнейших отчетов!Молодцы!

Это Монгольский бибендум
Бгг
Сиала
Очень интересный отчет.По фотками и правда страна свободы.

Авторы, ну чё там, факнули хоть одну монголочку? )

Поздравляю с удачной поездкой!! И спосибо за тёплый отзыв о родных мне местах! Надеюсь и в будущем читать Ваши отзывы.

КЛАССНАЯ ПОЕЗДКА, ЧТО ЗА МУЗАКА В ВИДЕО?

МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Алма-Ата
зачот бродягам!!! )))
Людовед и душелюб...
Мой отзыв: Honda Pilot 2002

Тоже хочется еще раз в Монголию.
Мой отзыв: Subaru Outback 2004

Парни молодцы!!!!!!! красавчики
Jedem das seine!

Нива да Уазик, единственные хорошие русские машины.

Классно суперски прокатились.
Женя Кызыл

это надо было такой бред в этой части написать; приезжай к нам в снова, свожу Вас в нормальный ночной клуб, останитесь живы гарантирую. Кто Вам про много бездельников расказал, националистского беспредела тут нет, мозги у людей недеградированные. Сам я по национальности русский и слышать про Республику такое неприятно

Давно такого отчёта не читал! МОЛОДЦЫ!!!
Тимур777
Молодцы парни! Хорошая поездка, отличный отчет.
Спасибо вам за то что вы с уважением относитесь к людям и стране которую посетили. Это к сожалению сейчас редко встретишь...
Да кстати, неужто за весь путь была только одна неисправность? (сальник)
Для Жени из Кызыла.
Нивкоем случае не хотел обидеть республику и ее жителей. А деграданты они есть везде и у нас в том числе. Был в Тыве много раз, из Кызыла вернулся неделю назад. Друзья у меня там одни тувинцы и испытываю к ним только братские чуства. В следующий раз обязательно встретимся, буду благодарен если развееш мои негативные впечатления.
Музыка на видео это Нино Катамадзе. Ее диск у нас еще с Ирана. После недельного пребывания среди диких гор или равнин она очень вкатывает. Представляеш себя в ресторане с любимой женщиной, живая музыка и солистка с волшебным голосом, ночной город полный огней. Вообщем игра контрастов.
KLASNO +5 i vsem privet dobro pojalovat u nas
MONGOLBRATVA
a cho vi ne ehali ozero hubsgul ? i reky chuluut?

esho nemnogo

отчет на отлично. молодцы! АЯНовское пиво в Абакане действительно стало не очень. :( не то что раньше. но уж чего не отнять так это офигенной и уникальной природы!!! только вот не надо нашу ХакаСию ХакаССией называть :(
BMW 523i е39
BMW - это болезнь, которая умирает вместе с тобой!
кастыль
отличная поездка я тоже хачу!!!!!
кастыль
отличная поездка я тоже хачу!!!!!
кастыль:
отличн ая поездка я тоже хачу!!!!!
i esho

А в Монголии много евреев?
Отличный отзыв! Парни молодчаги!
Но вот только про Туву перегнули. Там как и везде живут обычные... красивые и умные люди-)

тольятти
молодцы ребята! это не в турцию съездить-романтика. удачи на дорогах.
камри sv41-AEPGK, 3s-fe, a140e-03а, ZX, 1994гв.

Молодцы земляки.Классный отчет,как и предыдущий.Фоток много и они супер.Прочитал на одном дыхании.Ставлю огромную 5++++++++++....

Улан-Удэ03rus
Про Бурятию мало фоток, а за отчет 5+! Не только в Кызыле, но в любой части России есть отморозки (например, в станице Кущевская). Просто хороших людей где-то побольше, а где-то их маловато... Индифферентных большинство! С их молчаливого согласия творится зло...
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

Молодцы, жду новых путешевствий!!! + 5!!!

Генок яровоес
СПАСИБО ЗА СНИМКИ КАК ВАС ЖЕНЫ ОТПУСТИЛИ ?

Да-а-а, парни! Из начала отчета я понял, что вы большие любители природы, и среди вас был рыбак.
Но зачем вы "поперлись" в самые обжитые монгольские места? Вам их дома не хватало?
Ведь, триста километров на юго-запад от места, где переходили границу, и начинаются отличные!!!, рыбные!!! озера Большой Монгольской Котловины - Хар-Ус-Нур, Нар-Нур и великолепные горы Северо-Западной Монголии.
И еще. Проехать мимо озера Хубсугул и не порыбачить на нем?!!! Не понимаю!!! Уж второй год лелею эту мечту, и когда-нибудь осуществлю ее.

А, насчет реплики АЛКОН410 могу сказать: дружок, дело не в машине, а в желании и в том, кто за рулем
Еще немного фото из тех мест - ностальгия

Спасибо авторам, очень заразительные отчеты. Так вот читаешь и думаешь - жизни не хватит все объехать. А так хочется! Заразили Средней Азией, собираемся. Не так, конечно, экстремально. Не успели еще туда съездить - теперь хоть бросай все и езжай в Монголию.

24->19->77->TJ->78->24->LY->19->72->77->78
ХакаСия, пишется с одной "с"... ХакасСКий пишется с двумя "С", потому что "СК" это суфикс.

за путешествие и отчет респект!
Мои отзывы: Kia Carnival 2008, Honda Civic 2007
Mad Dan"33
вааще тема

Болотное
Класно съездили, хотя цель поездки как написано- не достигнута. Фото +

Шамбала
Замечательный отчет! Полный бак лить СВОБОДЫ и в страну СВОБОДЫ! Хорошо!
У нас всё впереди.
Эта мысль тревожит.

Evgeniy_777
"Хакассия" пишется с одной "С" - ХАКАСИЯ!!!

SPb
Не ожидал, что в Монголии так много буржуйских туристов.
Ветка, пригнутая к земле, больнее бьет.

По рассказу получается, что вы запросто общались с монголами, что они хорошо знают русский? Не думаю, что вы знаете монгольский... А поездка интересная.

Краснодар 93 rus

Для рэйсера.
Рыбаков среди нас не было. А суперская монгольская рыбалка это миф. Рыбы там как в Сибири. Монголия рядом не стоит с Севером и ДВ. Трофейная рыбалка в Тыве на порядок выше. На вышеупомянутые озера не поехали потому что там полно русских рыбаков и местных погранцов и ментов. А Хубсугул одно из самых попсовых мест в Монголии с кучей турья. Мы туда ехали не за рыбой.

Друзья ну простите меня за ХакаССию, опечатался блин, да два раза.

Монголы не знают русский, а тем более английский. Редко встретится монгол русскоязычный, как правило под 50 лет учившийся в СССР. Общались как всегда на тантрическом уровне :).

Михалыч алтайский Полный бак лить СВОБОДЫ и в страну СВОБОДЫ! Хорошо!

++++++100

Житель Кызыла
И авто у вас чермет,наверно в монгольских степях пылью дышали,чо на другое бюджет не выдержал?

Супер отчет +5.МОЛОДЦЫ!!!
ниссан Х-ТРЕЙЛ, 2002г.

Авто-чермет

Хакасия с одной "С"
Да еда в Монголии немного пресновата, мы даже с собой аджик всяких набрали. Зато все натюрэль. Там даже колбаса есть настоящая, из мяса.

"Зато прямо за постом аккуратно ухоженное поле конопли, соток в двадцать. Всем известно, что в Тыве отборную травку растят, но возле поста…, мы подивились."- РАСТЯТТТ? У нас в Туве никто травку (коноплю) не выращивает, вся конопля у нас дикорастущая, она растёт как сорняк. У нас благоприятный климат для роста конопли, жаркое и сухое лето. Мы как то на это не обращаем внимение, у нас мало кто курит это *****о.
«Единственное исключение — Кызыл. В этом городе нетувинцу после захода солнца нельзя появляться на улице. В городе вообще нет советской власти, милиции и гаи номинальны, многие водители и днем и ночью пьяные. Если вы хотите особенно оригинально окончить свою жизнь, сходите в кызыльский».- Уважаемый автор , если не знаете зачем писать. Это всё не правда. Кызыл такой же город, как и сотни городов России. Если везти себя нормально, будет такое же отношение. Это в принципе везде так хоть в Москве, хоть во Владивостоке и у нас так же.
А так отзыв отличный, легко читается, фотки(особенно родные Саяны) классные. Пятак-)
орлан
я думаю доля правды есть если не больше

И вправду говорят человек видит, то что хочет видеть. Я же еще написал
"Хочется заявить, что в Тыве также опасно, как в Горном Алтае или Москве."
"Жители республики — работящие, гордые, отзывчивые люди, занятые своим делом. Чаще всего, животноводством, им некогда заниматься националистическим беспределом."

pajero sport
просто супер, всегда мечтал. летом надо двигать. кто со мной

Красивый рассказ, молодцы
Юридическое, бухгалтерское обслуживание. Представительство в суде. В личку.

Ей ещё доспехи с мечом добавить и будет монгольская королева войнов :))

иркутск
за путешествие 5!фоты маленьких поселков похожи на городки америки эпохи колонистов-песчаная степь ,деревянные дома и местные аборигены в качестве индейцев
группа крови ER33-RB25

Очень познавательная (для меня) поездка, отлично подобраный экипаж. Искрене радуюсь за Вас. Жду дальнейших путешествий.

Отличный отзыв, кроме, конечноже "Всем известно, что в Тыве отборную травку РАСТЯТ, но возле поста…, мы подивились." и «Единственное исключение — Кызыл. В этом городе нетувинцу после захода солнца нельзя появляться на улице. В городе вообще нет советской власти, милиции и гаи номинальны, многие водители и днем и ночью пьяные. Если вы хотите особенно оригинально окончить свою жизнь, сходите в кызыльский».
Кстати этим летом за 2 недели до вашей поездки мы с друзьями съездили в Улан-Батор по тому же маршруту, что и вы и обратно. Машины: Крузер 100, УАЗ "бузанка" и мой Ипсум 2002г.в. Те что на фотке с маленьким "чемпионои сумоистом" как раз с нами ездили, только обратно они выехали после, где с вами и встретились.
Как видите и на ипсуме можно схездить, если конечно АКУРАТНО. Фоток много, если кому надо, выложим, сейчась просто нет возможности.
УАЗ "буханка" же конечно, опечатка.

Моллодцы земляки! Хорошая поездка-хорошший отчет. 5+
Toyota Gaia SXM-15, 1999 г.в., 4WD

Vlados_86:
Завистник. подтверждаете сатистику автора о жителях. Автору! молодцы что поехали, хороший отчет! Хавка их что аппетита у меня не вызвала, а вот ваша на мангале, выглядит очень даже ничего))
Сначала научись писать чукча:-)

Житель Кызыла
У тебя авто, наверно, не чермет (скорей всего, с японской свалки, жаль, не знаю как она называется по ихнему), зато, вот духу, видно, хватает только изрыгать на экран свою зависть к ДЕЛАМ настоящих МУЖИКОВ, да, как описал автор, бродить под кайфом по вечерним улицам.
Reiser вообще то я спортом занимаюсь и все молодые тувинцы в основном спортсмены,и Дух у нас от Чингис-Хаана,это вам наш сорняк конопля по душе,наверно автор специально из-за нее в Туве был,тащитесь из-за нее и ты небось сам наркоман и хочешь"бродить под кайфом по вечерним улицам"-если так будешь бродить конечно тебе любой в Кызыле хребет сломает и мусорку закинет,а в монголию в китай съездить это не проблема,и мужиком хвалиться я не стал,авто хоть японское зато переживет 100 советских новых авто ты даже спорь(научитесь делать авто а не трактор)

Классно...Молодцы Парни!!!

Отчет отличный.Много фото, не нудный текст ...
Бывают такие секунды, когда все решают минуты. И длится это часами.
Мой отзыв: Honda CR-V 1997

03 регион
Классно прокатились, за отчет 5. А конопля у нас гектарами растет дикая ну и что?

Молодцы! Теперь тоже мечтаю о путишевствии в Монголию.

Саяногорск
Молодцы! Отчет конечно же хорош, но фотографии просто супероченьмаленькие. Или не умеете выкладывать фото, или не хотите публично свои фото показывать, но Монголии на этих фото не видно... Жаль

За фотки спасибо MONGOLBRATVA. Выкладывай фото ещё :)
Респект фанатам полноприводных трансмиссий )))

Интересно было прочитать, по фото места некоторые знакомы т.к. родственники в Бурятии живут - Кяхта, Наушки. Сам там не раз бывал....Молодцы!
Toyota Wish ZNE 10 был, Toyota Wish ZGE25W есть
Мои отзывы: Toyota Wish 2010, Toyota Wish 2003

Fox mukl
ПРиезжайте на Камчатку столько разных мест есть а природа, рыбы в речках не меряно.

слушай! Женя из Кызыла ты что ох....но умный такой? ты где такого видел чтобы в кызыле русских нелюбили? ты явно неадекват чтоль? ты что мою родину обси......ешь!!!
не слушайте этого странного человека! я сам из кызыла коренной тувинец ничего подобного там нет!
вот же придумал а?
в ночной клуб да пожалуйста хоть в какой их правда там 3 всего лишь но такого бесспредела там нет!
а про гаишников вообще сказка!
ночью и днем гулял там никто никого не режет!
вообще Тувинцы очень гостеприимный народ!
Тывинец Женя из Кызыла не обсирает нашу родину, ты не понял что он сказал!!! по внимательнее читай

"Хочется заявить, что в Тыве также опасно, как в Горном Алтае или Москве. Единственное исключение — Кызыл. В этом городе нетувинцу после захода солнца нельзя появляться на улице. В городе вообще нет советской власти, милиции и гаи номинальны, многие водители и днем и ночью пьяные. Если вы хотите особенно оригинально окончить свою жизнь, сходите в кызыльский ночной клуб.

С чем же связана такая разница между столицей и республикой? Жители республики — работящие, гордые, отзывчивые люди, занятые своим делом. Чаще всего, животноводством, им некогда заниматься националистическим беспределом. В столице же много бездельников и дармоедов, висящих на шее у государства, их деградированный мозг, воспаленный алкоголем опускает врожденную тувинскую воинственность на уровень животной ненависти ко всему иному."- это слова автора а не Жени из Кызыла
это конечно полный брет!

Евген 11
Нива "распил" что ли? Длинная какая-то... "распилы", говорят опасны!

25 регион
Красавцы, мега путешествие, только сорчувствую, что ехапи на такой машине!

а что такое БРЕТ?
немецкий автомобиль
у меня дед всегда говорит
не знаешь не говори!
не видел молчи!
не знаешь узнай!
всякую чушь про родину мою говорит!
самое живописное место на земле в центре азии!
Джордж1
Прочитал - отлично, зачёт. А насчёт Кызыла- зря! Я сам с женой прошёл Томск- Кош-Агач - Кызыл-Хая- Сяглы- Хандагайты- Чадан- Кызыл- Абакан- Томск на Москвиче и встретил такой радушный приём и помощь,за что благодарен коренному населению!

Шамбала
grigoriy64:
а что такое БРЕТ?
Я тоже споткнулся на этом. Но вышло неожиданно хорошо. Автор комментария, свершив ошибку в написании, заставил вспомнить изрядно нами подзабытого писателя Брет Гарта. Тот, в свою очередь, писал о временах Золотой лихорадки в Калифорнии 1849-1855 годов. Брет Гарт развертывает точную и яркую картину Американского Эльдорадо, с его грубыми, дикими, но по-своему в чем-то благородными героями... Кольцо замкнулось, кабы не ошибка, и не вспомнили бы этого прекрасного писателя, да еще на фоне отчета о таком путешествии в местах, достойных его пера:)))
У нас всё впереди.
Эта мысль тревожит.

Молодцы, путешествие СУПЕР!!!
По хорошему завидую)))!!!
Максу большой привет, не видел его лет 15 наверное... поправился он неплохо).
" Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд- Пройдут тобой не пройденный маршрут..."(c)

Привет, тезка!

Посмотрел фото, видео, просто класс! Самое вкусное - текст - оставил на завтра.

Пошел смотреть про Иран, освежать воспоминания.
Mitsubishi.club
Оригинальные з.ч., дубли, контракт в одном месте!
+7 (383) 2-510-410
www.1mmc.ru

362-412
Смело и красиво,чччерт...)))На видео смачный трек. Кстати, там видно , что в правой фаре маленький аквариум."Нивка" -молодец.

заринск почти не колхоз
парни,нет слов. как обычно +много.пишите еще.
Реальность это голюцинация вызванная недостатком алкоголя в крови
Мой отзыв: Лада 2109 1988

nik74
Мне показалось,или вы по Монголии вы исключительно на водочной тяге передвигались?!Там ментов что ли нет?

grigoriy64 бред.
но всё равно уже все поняли

ga_iden:
Классс! Хотим с другом купить две нивы
...
Это прямо навязчивая мечта у нас такая.
Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич???

Колян, привет! Ну как тебе фильмец? Привет супруге.

Нива не распил, а переходная модель от трехдверки к пяти.

362-412:
Да это я перед поездкой тренировался на даче, речку форсировал. А на маршруте таких бродов не было, август все таки

нива- молодец, не подвела!!!хороший надежный машин! фото отчет ваще классный!!!молодцы!

Че
Молодцы парни!!!!Сново уважуха за путешествие!!!!!!!!!!!

tentura:
Чтобы из Новокузнецка попасть в Абакан, надо ехать через Кемерово, Шарыпово, Ширу (ширА! не склоняется, ухо режет аж не могу), это ровно 900 км. У нас же спортивный маршрут, и мы едем напрямую через Ортон на Балыксу.
Можно поподробнее про эту дорогу? или ссылку где можно почитать. Судя по фоткам там на паркетнике "включив" голову можно проехать. На сколько срезается путь по км?

Нифига, сколько тут народа из Тувы :)
Земляки, озвученные проблемы есть, и не надо их скрывать от гостей! ;)
Патриот Тувы
Евгений они везде есть покажи хоть одно место в РФ где их нет?Если не нравится у нас свободная страна меняй место жительства это твое право
Влад РТ
Молодцы! я тоже люблю путешествовать, после этой статьи тоже захотелось в Монголию.
А щас в декабре планирую в Китай.

Автор по поводу Кызыла, чуточку прав, но в основном ночью в Кызыле нет такого национализма, есть подвыпившие ночью
пьяные уроды в которых иногда просыпается ненависть ко всему иному чужому.
Ну я тоже тувинец, и знаю про свой родной город Кызыл.

tentura:
дорога через Ортон срезает ровно половину до Абакана. В июле августе проехать легко по маловодью на любом полном приводе с клиренсом выше среднего, даже на калдине, наверное. Сложный участок 120 км, это два перевала, несколько бродов и триал по камням на спуске, подьеме на первом перевале, еще есть глубокие таежные лужи, но все проезжабельно. В межсезонье эта дорога по зубам только джиперам, но я не слышал что бы кто-то туда совался, кроме нас. Если интересно достану из архива и выложу отчет по той поездке, нас тогда даже МЧС искал.
Очень интересно, выкладывай п-ста!

кар карыч
Вообще-то в Кызыле не так уж и страшно (особенно если не "шариться" по злачным местам)!!!! А из Иркутска до Красноярска вполне реально проехать вдвое быстрее!!!

kalambur81.
интересный отчет,красивые фотки.

Иркутская область,
Небольшое путешествие в Монголию осуществил в 2007 году. По маршруту: переход Монды (ХАНХ) - о. Хубсугул - Улан Батор -Кяхта на авто УАЗ. До написания отчета дело не дошло, способностей таких наверно нет. Читаю, вспоминаю знакомые места, приятно. Молодцы, спасибо за отчет.

Патриот Тувы:
Гы... А я его и сменил! :)))
замечательный отчет и поездка. Я прожил 4 года в том разрушенном военном городке под Багануром. На обеих фото виден мой дом. Торчащие сваи - это остатки дома офицеров. ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА к авторам отчета - если есть еще фото этого военного городка пришлите пожалуйста мне на "мыло". priyma77собакаmail.ru БУДУ ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН

capIL
tentura
217.8.236.---

И правда очень интересно! Живу в Новосибирске, родня в Абазе. Давно хочу поискать путь поинтереснее, чем через Кемерово. А может есть дорога через Таштагол на Абазу? Может кто-нибудь ездил? Буду благодарен за информацию. За отчет 5, за фото и видео оценка не может быть ниже 5.

Минск
Спасибо за классный отчёт! Молодцы!

lue

ухта
супер
зачитался
спасибо

Фото советской базы кладу сюда, вдруг еще кто там служил, а если есть фото действующей базы тоже выкладывайте, сравним.

Ментов там и правда до Тосон-Цангала нет. Мы конечно выпивали, но водитель всегда был в адеквате.

А может есть дорога через Таштагол на Абазу? Может кто-нибудь ездил?

Из Таштагола дорога идет только до Усть-Анзаса. Таежная гравийка иногда на нее заезжает грэйдер. Это часть планируемой трассы Кузбасс - Хакасия.

Валерий Якутск
Супер, очень интересно читать!!!
Монголия!

спасибо за фото. А можно и из отчета фото переложить в лучшем качестве? Спасибо

эх, на втором фото (которые добавил) чуть-чуть левее и мой балкон видно было-бы.
На первом фото городка (в отчете), где вид на городок и машину за спиной фотографа должен быть памятник Т-34. Стоит он или нет?

молодцы, класс.

СССР
Молодцы! Классный отчет!

Дороги до Усть-Анзаса что то незнаю. Я сам из Абазы , на Анзасе бывал не раз,это правый приток р.Абакан, а моста выше Абазы небыло и нет...

Молодцы! 5

capIL
Владимир 24ру
188.92.0.---

Спасибо. Осталось проверить самому. Летом попробую пробраться. Если получится напишу отчет.

Тувинец с 1жз-жте
бугага одним словом про Кызыл, а так ниче покатит)
Имею в виду Усть-Анзас на р.Мрас-Су

Жил в Улан-Баторе 84-86годах...ничего особо не изменилось с тех пор и хорошо.

З.Ы. Музычка на видео супер,не очень правда вяжется с темой. Что за трэк?

тихаизпацтала
А Боргио уже в банках выпускают? Бутылочное все равно вкуснее. Помню в Иркутске во времена студенчества у нас праздники были, когда Боргио и Нийслэл привозили. Хороший отчет. Бывал и сам в Моголии (я родом из Улан-Удэ).

jEAN 17RUS
Не чувак у нас очь хороший город, доброжелательное население, но те кто трудящиеся, а бездари они и в Россие мудачат! ведь верно? верно! просто у нас не очь развита структура милиции, А пьяных на Дороге везде тьма!
Вобще Тува это прекрасное место для отдыха, живописные пейзажи, самое живописное место это Саяны каждый раз езжу и любуюсь видом за окном=)
Я вод сам местный) и кто вам такое сказал что у нас ночью гулять нельзя??? Я дак спокойно хожу, в клубах тусуюсь)) просто вы наверно в какой нибудь гадюшник заехали, нужно Или в "Барфлай" или "медведь")

Алтайский край
Очередное, отличное путешествие!

Олигатор
Имею в виду Усть-Анзас на р.Мрас-Су
На р.Мрас-су Усть-Кабырза вроде называется? Или я ошибаюсь?

Олигатор
Джордж1:
Подскажите, как там дорога по этому маршруту? Давно хотел прорваться с Кош-Агача на Тыву.
Есть планы на следующее лето. Заранее спасибо.

В последнее время дорога всё хуже,но НИВА - это минимум,да и бензина в Мугуре может не оказаться. Зато какие виды!!!!

ништяк)))
посмеялся :))

Sergio19

аюхан
вы за базаром следите про тувынцев
D:5

ХакаСия с одной С пишется. Любите Родину, Мать Вашу!
Дороже опыта только дружба.

Бросил мусор на дорогу? Хрюкни!
Дети в машине? Хрюкни дважды - от радости: они тоже вырастут чушками!

неправда
Я сам в Кызыле прожил 20 лет сейчас по работе в Новосибе живу.Часто там бываю очень.И хочу сказать,что автор гонит насчет тувинцев.Сам я русский в Туве родился и вырос.Этот миф про опасный Кызыл раздули Абакано-Красноярские лошки,которые даже у себя на родине не могут за себя постоять.Если ты себя уважаешь и не дашь себя в обиду ни один человек даже очень пьяный тувинец(как вы здесь пугаете)не тронет тебя.Зато за 20 лет что я там жил не видел ни одного шприца использованного.Что нельзя сказать о Кемеровской области где куда не глянь везде они валяются-ну это так к слову,к культуре.Так что не слушайте,Кызыл нормальное место особенно летом.Новокузнецк или Прокопьевск куда опаснее..
Ник...
Все конечно здорово и очень интересно, но без оз.Хубсугул.....как-то пусто, даже фотографии во многом однообразны. Жаль вас :)

Шашлыки и плов вообще супер! никакой фастфуд им в подметки не годиться!

Тоже хочу по Монголии покататься! там как, на легковых можно ездить? всем нивы не купишь :)
Если у тебя нет машины, значит у кого то их две...

ма-лад-цы!
Самбисты и каратисты - подходить по одному, остальные - можно кучей! (с)

autolover:
там как, на легковых можно ездить?
Смотри, дружище, здесь: https://info.drom.ru/adventures...

Volos Tomsk
Ram085:
Для виз нужно приглашение с монгольской стороны или это делается проще??

[quote=Volos Tomsk]Для виз нужно приглашение с монгольской стороны или это делается проще??
Проще. Написать заявление и оплатить визу. Все.

[quote=Sergio19]Интересный отчет. только у меня вопрос: при прокладке маршрута пишешь Междуреченск-Абаза-Абакан. А ушли сразу на Абакан, зачем этот крюк вбивали в маршрут? Слышал, что джиперы проходят с Таштогола на Матур, вот там прямая дорога открывается на Абазу.

Конечно мы не ехали в Абазу. Имел в виду Аскиз. Еще раз извиняюсь за опечатки и огрехи.

А мне не понравилось это путешествие....
Постно и приметивно....,как мусор,все вокруг машины валяется - бомжатник!
Когда нехватает естественных эмоций,в ход идет искуственный усилитель - водка!
Употребив алкоголь,человек добровольно становится сумашедшим!
Следущий раз,перед употреблением алкоголя,включи камеру....посмотришь на себя со стороны! Очень быстро,под действием алкоголя,адкеватный чел,становится еб***ком!
И в Кызыле,навярняка,та же проблемма: по трезвянке - все ОК! А по пьяне - ДУРДОМ!
Да и не только в Кызыле! Везде,где бухают!
Я,родом с Алтая и по молодости,гордился еще,болван тем,что мог 2л. водки выпить и ситуацию контролировать,на машине, всех развезти по домам,с Гайцами уладить,если что!
Сейчас понимаю,что глупцом был,правда выпивал я тогда редко,по праздникам,да юбилеям,а последние лет 7-8 вообще не пью и рад,что просветление наступило,чего и всем рекомендую!
Подумайте только Форумчане,разве бы по трезвому, мы позволили,тварям чужеродным,развалить такую страну,как наша!!!!!

Еще одно доподнение.
Чингиз Хан,был светловолосым,белокожим и голубоглазым и Татаро-Монгольсуого Ига на Руси,тоже небыло.
А в 1380 году,на Куликовском Поле,против Русов бились войска Папы Римского,который сильно хотел навязать Ведической,Православной Руси,чуждую и кровавую,хрестьянскую религию,лунного культа!
Привет всем. Отзыв супер. В июле 2011 собираюсь съездить в монголию к друзьям, хочу попробовать через туву, подскажите дорога сильно экстримальная на RAV4 95г проеду? Не опасно ли с детьми ехать той дорогой?

Владимир. Саяногорск:
Легко, проедите. Безопасно и в Тыве и в Монголии. Я и сам планирую с детьми в Монголию в будущем. Взять юрту, барашек пару десятков и покочевать месяцок.

belovchanin
Читал ваш отчет еще о путешествии в Иран.Недавно даже перечитал от дельные места.Сегодня случайно наткнулся на новый отчет.Все понравилось.В нашу Горную Шорию каждый год хожу,так что там пейзажи знакомые.А тувинцы на вас реально обиделись
soet
Про тУву.
Спорить не нужно - я здесь живу.
Andrey_Brsk
мой батяня (или батыр, как я его иногда любя называю) служил вблизи Дархана. Много прриятных воспоминаний. А козлов хватает везде, и русскихм наверняка среди них больше, чем тувинцев...
Ребята молодцы! Подскажите пожалуйста на рено-Логон от Междуреченска до Аскиза можно проехать?

Натальюшка1007
Класс.Интересно было почитать.И фотки красивые.Молодцы.Сама я родилась в Кызыле,сейчас живу в Абакане.Не знаю, в Кызыле классные люди.Всем привет.

пчеловод55:
можно))) если в связке с бульдозером... для вЭдовых машин реальный проезд примерно август-сентябрь, в остальное время подготовленные джипы и машины высокой проходимости. самый сложный проход у нас был в середине ноября на "Вепре", (типа новый ГАЗ 66, только будка с кабиной совмещена и там 2 дивана) пришлось обе лебедки расчехлять.

Отличное путешествие

Alex.ken.
все понравилось!только видео мало.так бы его с комментариями во время прохождения бродов и общения с местными для точного представления картины путешествия.
сам я к слову тувинец, но родился в Красноярске.и каждый раз приезжая в Туву я поражаюсь красоте и контрасту этой удивительной местности.не зная к своему стыду родного языка (это скорее минус моим родителям) я всегда нахожу общий язык с местными.и каждый раз понимаю-я хотел бы здесь жить,и встретить свою старость именно на родной земле.грустно то,что перспектив никаких к сожалению. про самих тувинцев можно сказать всякое:хорошее и плохое.скажу однозначно- пить мы точно не умеем.не заложен по природе к сожалению ген усваемости алкоголя.как собственно у всех коренных народностей юга и крайнего севера.есть моменты вами Автор точно подмеченные.и не признать их значит проявить слабость.не будем ссылаться:а вот там такие люди,а вот там сякие люди.давайте ребята отвечать за себя.тувинцы -народ гордый.и своеобразный.и наше житие обославливает сознание.в этом нет ничего страшного.и хорошо что у нас наконец таки стал развиваться местный туризм.а ведь даже пару лет назад не было фирм которые бы сопровождали и организовывали путешествие по нашей удивительной земле.а сейчас более менее развиваемся.и нам есть что показать.нам есть чем гордится.а кто боится или что то не нравится,могут путешествовать например в нижегородскую область или пермский край...там по спокойнее будет!:))

Alex.ken.
а нет желания у вас скататься на камчатку.в район Елизово.вот там тоже есть места.или якутия -саха. проходимость конечно не айс,точнее ее вообще нет,но зато есть над чем подумать и поработать=)

Кызыл в разы более спокойный и гостеприимный город, чем все "шахтёрские" города Кузбасса.
Leha-j
Женя Кызыл:
Да нормально в Кызыли и днём и ночью!! вполне адекватные люди тувинец подсказал даже где у них суши продаются )))) ночью гулял пьяный по городу патом надоела ходить!! Дурак поехал на машине часа два ездим не одного гаишника))) повезло!!
гринч1234
молодцы, вот только современные монголы к Чингисхану не имеют никакого отношения
Евгений 63
А есть еще фотки Советского гарнизона в районе Баганура ?

Молодцы земляки,хорошо скатались !!!

Отличное путешествие! Молодцы!
Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

tenturaДля виз нужно приглашение с монгольской стороны или это делается проще?? Проще. Написать заявление и оплатить визу. Все.

Автор!Пожалуйста поподробнее о визе!Сколько дней ушло на её оформление?Общий ценник(мед.страховка,конс.сбор ы,др.)
Мой отзыв: Suzuki Every 2007

Отчёт хороший!Но хотелось бы побольше фоток Монголии-как они живут,отмечают праздники,отдыхают.Да и про хакасов инфы побольше-для нас это такая экзотика

Kyzyl
soet:
Про тУву.
Спорить не нужно - я здесь живу.
Ты наверное в Туве не живешь а существуешь а поэтому вонять не советую. Тува это рай на Земле. Не слушайте этих неадекватов приезжайте, здесь люди гостеприимные. Кто хочет отдохнуть в Туве можете связаться со мной помогу. Приглашу к себе в аал угощу "изиг-ханом" Туву покажу, Кызыл.
"Только тот, кто делает, чему то научится" Брюс Ли

За Байкалом
soet:
Про тУву.Страшно не только в Кызыле. В районах тоже лучше ночью никуда не ходить. А особенно за западе республики. Ну очень не любят там русских. Все нормальные люди перемещаются только днем. после 20.00 на улицах только толпы пьяных. И у всех хоть гвоздь заточенный, но есть.Спорить не нужно - я здесь живу.
соёты - род, предавший повстанцев-тувинцев, которые восстали против китайско-маньчжурского ига в позапрошлом столетии...И само напоминание и высказывание об этом роде вызывает презрение и отвращение в народе...х.з., говорят до сих пор...
рожденный в СССР
Мой отзыв: Toyota Town Ace Noah 2000

отличный отзыв. езжу в туву почти каждый год. отдыхаю на озёрах. до монголии рукой подать. машина у нас субару легаси. но всёравно низковата. туда тде мы не были нужен уаз. на следующий год куплю с новья и поеду и думаю в монголию забегу на недельку. а что про народ. я так скажу не лезь со своим уставом в чужою манстырь и будет всё ровно. но есть деревни что русаку и кружки воды не дадут. это факт. автор будь другом напиши какие доки надо для поездки в монголию. и как быстро собираются. можно в личку.

неправда:
у жены тётка работает медсестрой кызыльской больнице. в хирургие. и редко обходится дежурство чтобы не привезли с ножевым. и ни кто меня не убедит что кызыл безопасный город. а про дикий запад я вообще молчу. приехали фины покорять местные просторы на велосипедах. местные избили и велики отобрали. люди 100 км. топали до агда-урака. смешно? не порезали и на том спасибо. к этому народу нужен особый подход. собрася покорять туву-помни. после 9-00 один не ходи. или ходи сбольшим псом. на отдыхе держись русаков. не зная дорог не едь по ним повтарюсь-один. бабы и дети на в счёт. и будет тебе успех. народ кансервативен и не любит особо чужих.

красноярск
Молодцы Мужики ! Рад за вас и завидую по белому ))) отчет хороший подробный ! есть цель тоже съездить в эту страну на будущий год подыскиваю единомышленников

Классно!!!

зачет.5.
Мой отзыв: Toyota Avensis 1999

Кызыл
Про Тыву перебор мужики, хотя, боятся... значит уважают. зарезать могут везде, в первую очередь это зависит от тебя, если ты "терпила" по жизни, то и останешься им везде. Я ПРАВ.

Михаил
Кызыл
Про Туву и про народ. Тыва,один из красивейших мест в земле!!! а в красивых местах люди живут счастливо. Про водку, и прочее- завезли другие и строили в основном зк из сибири, поножовщина, матерщина и туберкулез. Вы давно не смотрели себя в зеркале.
Еще про Чукотку, вы травите анекдоты про них, а ведь Чукчи, один из самых экстремальных, умных и воинственных людей на земле, а вы попробуйте там выжить. Чукчи держали в ежевых рукавицах весь восточную часть, вплоть до остова Сахалина. А беглые казаки самозванцы (удрали от своего царя-Ивана грозного) не смогли победить Чукчей, в бою, (помогло-водка.) А, анекдоты появились от ненависти, когда они израненные, недовольные и злые.