Автопробег Хабаровск — Монголия, или 7 777 км, которые нас потрясли

23.08.2010 | 58289 просмотров

Монголия 24 мая — 5 июня 2010 г. 7 дней, 1500 км.

Маршрут Хабаровск — Улан-Батор — Хабаровск, 7777, 777 км за 12 дней.

Два экипажа по два человека. Машины: «Бигхорн» (bumboos) и «Эскудо» (anikban). Машины готовили к гравийке: новые стойки, резина, защита днища, на тяжёлый случай были хайджек, цепи, бензопила и прочее, две канистры — не понадобилось. Тяжёлая дорога только вдоль озера Хубсугул 140км, проехали нормально… прошло гладко, все довольны.

Фотографии Anikban здесь.

Такого рода путешествие у меня первое, готовился долго, четыре месяца из интернета выуживал информацию. Информации много: статьи, фотки, карты (спутник, генштаб до 1 км), GPS треки. Сначала планировал просто Байкал, разобравшись, получился маршрут: Тункинская долина — Окинское плато (Орлик) — Монголия. По дороге у «Бигхорна» случилась поломка — стал дизель закипать при езде по горам и в Окинское плато мы не заехали. Монголия понравилась, достаточно цивилизованно, каждый день ловилась сотовая связь (роуминг MTS), всегда была еда, вода, топливо, дороги. Поеду ещё раз (западная часть, горы, пустыня Гоби).

И на последок литературное описание нашего путешествия от идейного основоположника данного мероприятия Bumboos.

Начало было обычным : скучный день в офисе, случайное фото в «Одноклассниках» с озера Хубсугул. Тут то и появилась идея подкупающая своей новизной: А не съездить ли нам в Монголию?!

Мнения тех, кто был посвящен в зловещие планы покорения диких степей, разделились: первая, более многочисленная группа, как и положено считала, что идея бредовая, и советовала не затягивать с прохождением медкомиссии, во второй же напротив наблюдалось возбуждение, азарт в глазах и учащенный пульс. По правде сказать, в то время о полете на Луну мы знали несколько больше, чем о Монголии, поэтому на многочисленные вопросы «что и как», отвечали только гипотетически, не смотря на это все-таки нашлись люди, готовые отправиться в бескрайние просторы. Вся зима ушла на ползание в интернете, изучение маршрутов, особенностей дорог и подготовки транспорта. Пришлось отказаться от идеи поездки на «MMC Pajero» из-за его чувствительного к качеству топлива GDI мотора. Специально под поездку был приобретен «Bighorn». По мере детального изучения проблемы энтузиазм в массах таял, у кого-то не выходило с отпускам, у кого-то с деньгами, в конце концов нас осталось трое. Если наш экипаж ( «Бигхорн» ) был сформирован давно, то на второй машине («Эскудо») место штурмана оставалось вакантным.

Подробнее об авто:

Isuzu Bighorn

1996 года, дизель 3. 1, «без пробега» конструктор, японский 2+ лифт, регулируемые амортизаторы RANCHO RX 9000, LSD мост, механические хабы, защита морды и бака, грязевая резина, нестандартная выхлопная система с прямотоком, плюс ко всему непонятным образом поведенное левое переднее колесо. При всем своем ухоженном виде на ходу представлял жалкое зрелище, его качало из стороны в сторону и жутко вело влево, максимальная скорость по городу около 40 км/ч. В сервисе на диагностике пришлось прослушать длинную лекцию о том, что машина уже «хоженая». Меня всегда радовала формулировка «без пробега», получается то что машине 14 лет, прошла она в Японии по буеракам около 200 000 км, потом попала в руки заботливых механизаторов разобравших-собравших её непонятно где, и на состоянии это никак не отразилось… ну да ладно, не об этом мы сейчас. Зная о предстоящем заезде экспериментировать с перепрессовкой подвески и китайскими запчастями не стали, заказали все оригинальное. Однако писец не дремал и подкрался со стороны, где его меньше всего планировалось увидеть, оказалось, что не так много сервисов готовы работать с «Исудзу», особенно, если есть проблемы. Наконец, по рекомендации друзей один нашелся, но тут тоже пошло все непросто. Загнав машину в среду, я с удивлением обнаружил в пятницу вечером, что к ней так никто и не притронулся. Другое место было искать уже поздно, несмотря на мои ежёдневные визиты, работы с авто начались только в понедельник после обеда, то есть за неделю до отъезда. Не могу сказать, что работа была выполнена некачественно, вот только стенда для развала в сервисе не имелось, все выполнялось на глаз и перемерялось рулеткой, как результат — нарушенная геометрия. Уже в другом месте на стенде мне максимально вывели развал-схождение, но тем не менее машину продолжало еле заметно потягивать влево, время что-то исправлять просто не было, да и прогресс был налицо, машина уже вела себя предсказуемо, по городу никаких проблем с передвижением не возникало.

Suzuki Escudo

1998 года, бензин 2. 5 литра V6. Лифт +1, защита днища, пять лет в России. За последний год машина, как специально, постоянно ломалась: тёк двигатель, умирал кондиционер, проблемы с рулевой и ходовкой, замена заднего моста и кардана. Все было перебранное перед поездкой, так же были поменяны амортизаторы, куплена новая резина. На случай осложнений имелись цепи на колеса, хайджек и бензопила. Переносную электрическую лебедку из-за веса решили оставить дома. Некоторый риск был, но желание приключений, вера в себя и друзей была сильнее.

Навигация

КПК «Acer» с GSM-модулем, нетбук «НР» с GSM-модулем, карты генштабовские, «Google», «Yandex» и другие, что смогли скачать с интернета.

Связь

Для связи между машинами четыре радиостанции «Motorola», для связи с домом сотовый с сим-картой «Global Sim», значительное удешевление ( почти в десять раз) звонков в Россию по сравнению с обычным роумингом. Поскольку маршрут был проложен в относительной близи к цивилизации, спутниковыми телефонами в этот раз решили не заморачиваться.

Последние приготовления.

За предыдущую неделю окончательно определился четвертый участник экспедиции. Вопрос с визами, стараниями компании «Вокруг Светаа был практически решен: паспорта должны ждать нас в Улан-Уде на вокзале через два дня. Кондиционер заправлен, масла и жидкости поменяны, промыт радиатор и гидроусилитель, проточены тормозные диски, установлены сигнализация и музыка на «Биг», заменены амортизаторы на «Эскудо», закуплены продукты и снаряжение. Остается забрать запаску с шиномонтожа и купить канистры под воду.

Час «Ч» вот оно… долгожданное утро понедельника…

Если с канистрами проблем не возникло, то на запаске оказался треснутым диск, все попытки заварить провалились, то болел сварщик, то не было аргона. Другой исузовский диск удалось найти только к обеду. У второго экипажа ситуация была не лучше, из-за внезапно возникших проблем на работе выехать раньше пяти часов вечера не выходило. Прекрасно понимая, что по трассе Биг будет медленнее чем «Эскудо», решено было стартовать по отдельности.

Первый загородный участок показал, что максимальная безопасная, скорость 100 км/ч, «Бигхорн», мягко скажем, «плавал» на дороге, правда качество асфальта рекордам скорости тоже никак не способствовало. Зато выехав на гравийку поведение машины изменилось в корне, при скорости 80 км/ч она шла, как утюг, легко глотая «шифер».

Эта метаморфоза нас несколько приободрила, посовещавшись, мы решили продолжать заезд несмотря ни на что. Каждые двести километров приходилось делать остановку для инспекции машины. В своей жизни я первый раз столкнулся с «конструктивным» авто, хотя ходовая часть была полностью перебрана, в двигателе заменены все ремни и ролики, крепления протянуты по новой, сильного энтузиазма не было. Немного успокаивало то, что до диких Монгольских степей нужно проехать 3 500 км, если машина встанет, то, скорее всего, случится это на нашей территории. В первый день прошли 500 км, и в десять вечера устроились на ночлег. Приготовили ужин, а примерно к 12 ночи нас догнал второй экипаж.

День второй

Встав вместе с солнцем, сварили кофе, запитали быстрорастворимую кашу, стряхнули клещей и продолжили путь. После нескольких неудачных попыток отрегулировать амортизаторы «по уму» мы затянули их на самый максимум, причем, на двух переключатель так и не удалось до крутить до пятого крайнего положения. Недостаток жесткости амортизаторов решено было компенсировать весом машины. Все, что было тяжелого, из «Эскудо» перегрузили в «Биг», заправили полный бак и две дополнительных канистры. Триста килограммов груза дали ожидаемый результат, зад больше не пытался подпрыгнуть и обогнать перед, правда за это пришлось заплатить почти полным отсутствием динамики. Не обошлось без казусов, во время суеты с перекладыванием вещей, заправкой машин и канистр забыли вставить пробку в бак «Бига», обнаружилось это только на следующей заправке. Полдня, до того момента, как удалось найти на разборке новую пробку, мы ездили с затычкой из ветоши.

Крейсерская скорость поднялась до 110-120 км/ч, сильно выручала незагруженность трассы и отсутствие населенных пунктов. При таких параметрах расход машин приятно порадовал, с выключеными кондиционерами у «Эскудо» вышло 9 литров бензина, а у «Бигхорна» около 11 литров диз. топлива на 100 км пути. Соотношение асфальта и гравия на читинской трассе на момент выезда было примерно 60% на 40%, из-за постоянной тряски возникли проблемы с «Эскудо», машина начала дергаться при оборотах выше 5 000, через какое то время они упали до 3 000, состояние пациента вызывало опасение. До ближайшего сервиса в Чите оставалось еще примерно 700 км, скорость движения постоянно падала, было принято волевое решение, пока светло, загнать машину на эстакаду, сменить топливные фильтра, снять бак и проверить насос. Оказалось, что от езды по гравийке вся муть всплыла и забила сетку на всасывании. С первого раза поставить бак обратно не удалось, он передавил топливную магистраль, пришлось снимать еще раз.

Наконец все заработало, сделан контрольный заезд, тут же в придорожной столовой поужинали. На все мы потеряли около четырех с половиной часов, сильно отставали от графика, пришлось продолжать ехать с наступлением темноты. Примерно за 600 км до Читы, внезапно, без предупреждения, закончились заправки. В два ночи, когда в обеих машинах уже горели лампочки и все шло к заправке из канистр, мы наткнулись на АЗС-призрак: старое, ещё производства СССР оборудование, три цистерны с нефтепродуктами и деревянный ларек с заправщиком. Правда, цена на топливо была далеко не советская. В три часа ночи, просто съехав с дороги в карман, мы встали на ночлег, спали прямо в машинах, палатки ставить не было ни сил, ни желания.

День третий

Подъем по солнцу, сколько времени — не известно, разница с Хабаровском один или два часа, точнее не знаем. Утро холодное, даже по дальневосточным меркам. Завтрак затевать не стали, ограничились кофе. Читу объехали стороной, машины не вдохновили местных стражей порядка, и мы беспрепятственно проследовали дальше.

На перевалах у «Бигхорна» из-под капота послышалось неприятное цоканье, осмотр показал, что оторвался диффузор вентилятора охлаждения радиатора, как и положено, слетел он прямо на этот самый вентилятор. Радиатору тоже немного досталось, но течей не было. Удалилв остатки диффузора, придали более-менее нормальную форму лопастям с помощью ножа. Посматривая за температурой, мы двинулись к Улан-Уде.

Город поразил грубостью на дорогах и чудовищных размеров головой Ленина на центральной площади. Со второй попытки найдя вокзал, мы наконец-то стали счастливыми обладателями монгольских виз! Тут прозвучал первый звонок. «Бигхорн» отказался заводиться, стартер щелкал, но двигатель не крутил, на этот раз ему быстро полегчало, и мы продолжили свой путь, правда до конца дня уже машину не глушили. На выезде из города нас остановили на посту ГИБДД, наверно, было интересно, что это за 27 регион. Утолив свое любопытство, инспектор без особого желания взглянул в наши документы: «Вижу, вы парни нормальные, не хулиганы». Далее поинтересовался нашим маршрутом, конечный пункт назначения, а именно Монголия, его несколько насторожил, уже строгим голосом он спросил: «А если серьезно?». Пришлось повторить ещё раз, сотрудник посмотрел на нас, как на умолешенных. Очевидно, сильно сомневаясь в нашем психическом здоровье, он произнес медленно, почти по слогам: «Ну, это понятно, а сейчас вы куда едете?». И сам подсказал: «На Байкал да?». Чтоб избавить себя от ненужных расспросов, мы дружно закивали. Инспектор просветлел и немедленно сообщил, что мы едим не в ту сторону. Через несколько минут, когда мы связались по рации со второй машиной, он засиял ещё сильнее: «Расслабьтесь, один-один, вы пошутили, я тоже пошутил». Потом со словами, «счастливого пути» вернул документы и довольный пошел на пост. Как ни странно, но наше настроение тоже приподнялось, это был единственный за всю поездку случай, когда нас остановили. На ночлег встали на берегу Байкала, из-за темноты сразу оценить размеры и величие озера не получилось. Было очень холодно, тем не менее сняли с одежды клеща, может, местный, а может приехал с нами. Ещё один аргумент не в пользу палаток, спали опять в машинах.

День четвертый

Утро, Байкал, редкостный дубак, температура явно минусовая, всё во льду. Умываемся ледяной водой прямо из озера.

Завтрак, кофе и вперед к границе, до неё осталось триста километров. По дороге останавливаемся купить омуля.

Раз есть омуль то нужно пиво, заезжаем и за ним. В десять утра поселок Култук, сворачиваем на Монды. Дорога извилистая идет по горам, догоняем одинокую хонду. «Эскудо» легко обходит её, и тут начинается представление. Как только на обгон пошел «Бигхорн», машина резко прибавила газу и вплотную прижалась к «Эскудо», не оставив места для перестроения. Списав это на случайность, мы продолжили ехать со скоростью 100 км/ч, ни с того ни с сего водитель «Хонды» с большим риском, пошел на обгон «Эскудо». Пропускаем вперед, дальше больше — «Хонда» опять сбросила скорость до 70 км/ч. И все повторилось снова, «Эскудо» обьезжать машину, когда начинаем обгон мы, «Хонда» радостно стартует. Наверно, кому-то это казалось забавным, но не нам, было сильное желание в повороте подтолкнуть шутника бампером, или, как минимум, прижать к обочине и постучать по голове с целью перезагрузки мозга (если б это случилось на обратном пути, скорее всего так бы и сделали), по виду машины можно было судить, что она уже не раз бывала в авариях. Так продолжалось до ближайшей деревни, где машина наконец-то свернула, а водитель, окинув нас радостным взглядом, придурковато улыбнулся на прощанье.

Поселок Монды, заправка, света нет, оператор идет навстречу, качаем вручную из бочек.

Едем в горы к границе, «Бигхорн» почти что кипит, сказывается отсутствие диффузора, разряженный воздух и жара. До перехода добираемся, периодически поливая радиатор минералкой, от поездки на Орлик пришлось отказаться. На границе мы первые, народу мало, ещё не сезон, запускают сразу обе машины. «Бигхорн» не глушим, стартер отказывает все чаще и чаще. Работники таможни помогают с документами, проблем с бумагами не возникает. Просят вытащить все вещи, проверяют машины с собакой, потом на яме. Собака отказывается лезть в заведенный «Бигхорн», несмотря на наши просьбы, приходится заглушить мотор. Осмотр тоже проходит без происшествий, наспех складываем вещи, пробуем завестись. Не тут то было, стучим по стартеру всем, чем можно, на всякий случай кинули провода от «Эскудо», пограничники нервничают, с обоих сторон начинают скапливаться люди. Наконец-то стартер схватывает, двигатель тут же заводится. Ворота открыты, нейтральная территория и вот уже монгольская застава. Здание кирпичное, везде асфальт. Большой улыбающийся монгольский таможенник заглядывает в машины, все под потолок забито перевернутым снаряжением, понимающе кивает, разрешает не глушиться, просит пройти за ним на таможню. Все хорошо говорят по-русски, оформляют довольно быстро. Откуда-то появляется женщина, лет пятидесяти. По-русски говорит значительно хуже, зовет знаками к машинам. С её слов мы поняли, что это санитарная инспекция или что-то вроде, опять выкладываем все. Открываем по очереди канистры, и каждый раз один и тот же вопрос с надеждой в глазах: «Спирт да?!». Спирта у нас нет, тогда тактика меняется, со словами: «Кука, кука надо», проверяет сумки. Совершенно случайно у нас оказалась минералка из Улан-Уде с аналогичным названием, но при виде воды инспектор отрицательно замахала головой и поведала следующие: «У насялник томошни день рождений, кука надо, маленький можно». Тут нас посетило озарение и вместе с ним представитель местной госбезопасности. Санитарный инспектор оперативно скрылась в здании, а подошедший сотрудник осведомился: «Что бабка хотел? Ели вотка, откасать!». Но отказать было непросто, дальнейшие переговоры велись через окошко из каморки, а вместо техпаспортов мы получили сумку и инструкцию: «Не окасывай кука, маленьий можно, начальник ден рождений, очень надо». Во избежания международного конфликта, старательно прячась, удалось пронести бутылку водки на таможню. После этого и оплаты разных квитков общей стоимостью 3 000 руб на каждую машину, нас запустили на родину Чингисхана! Чуть отъехав от заставы, мы увидели бегущего за нами в автоматом на перевес пограничника. Сердце неприятно заколотилось, тыкая в нас то пальцем, то автоматом, он жестами показал, что мы должны вернуться. Кое-что начало сжиматься, не иначе бабку замели, и когда уже мысленно представляли монгольские казематы, вышел все тот же улыбчивый таможенник и, покачав головой, протянул нам оставленные документы на «Эскудо».

Монголия

Огороженная с двух сторон дорога, асфальт закончился сразу за воротами пропускного пункта, деревянный мост, «подстриженная», как на поле для гольфа, трава, задумчивые яки.

В голове не укладывается, что мы на територрии сопредельного государства. Первая деревня, странные надписи русскими буквами, единственное понятное слово на одном из домов: «Сувенир», пробуем поменять деньги, рубли берут без проблем, доллары, осмотрев со всех сторон, возвращают обратно. Отъехав пару километров, наконец соображаем, что мы в Монголии, тут же решаем символически отметить это, так сказать по старому русскому обычаю, прям посреди дороги, не забыв налить стопку духу степей.

Лагерь разбиваем на берегу покрытого льдом Хубсунгула (Хубсугула), больше никуда сегодня не едем, нужно попытаться отремонтировать «Бигхорн» и разложить вещи в машинах. Диффузор частично восстановили с помощью пластиковых хомутов, осмотрев протектор, поменяли по диагонали колеса, проверили масла, протянули подвеску. Стартер решено было пока не трогать. Приведя в порядок машины, плавно переходим к ужину. Тут же, как будто наблюдав за нами из укрытия, появились два монгола на мотоцикле. Вежливо поздоровавшись, один из них представился: Батыр. Он вполне сносно говорил по-русски, оказалось, что им нужен насос, только сейчас мы обратили внимание, что переднее колесо стоит на ободе. Воспользовавшись нашим компрессором, Батыр завел витьеватую речь о непростой русско-монгольской дружбе, затем долго извиняясь, попросил налить ему и его молчаливому другу водки. Байкеры были уже и так изрядно вдатыми, поэтому после первой же стопки разомлели и присели рядом с «Бигхорном» на корточки. Нам предъявили яйца неизвестных птиц, неопределенно махнув в сторону Хубсунгула: «Очень много, только лодка нужен, у вас лодка есть? Поплывем сейчас, хорошо».

Вечерний заплыв по замерзшему озеру под руководством Батыра в наши планы не входил, и мы скромно умолчали о наличии надувной лодки. Выпив ещё пару стопок, Батыр было засобирался, но, видя, что никто не препятствует отъезду, передумал и ненавязчиво передвинулся к столу. Подъехал ещё байк, наш новый друг оживился, представил одного из вновь прибывших, как очень уважаемого человека, сказал, что нужно всенепременно за это выпить. Уважаемый человек благосклонно кивнул головой, пригладил рукой бороду и тоже присел. Эйфория от первых часов в Монголии стала понемногу отпускать, зато появилась накопившееся за последние дни усталость. Налив всей компании, мы честно предупредили, что на этом банкет заканчивается. Батыр перевел наши слова окружающим, все сделали серьёзные лица, понимающе замотали головами, но, выпив, расходиться почему-то не стали.

Убедившись, что наливать мы больше не собираемся, Батыр снова стал извиняться и объяснять, что именно сейчас такой особенный момент, когда прекращение возлияний смерти подобно, они понимают, что мы устали и готовы пойти на встречу, взяв начатую бутылку с собой. Удивившись, что сей акт гуманности не возымел на нас никакого воздействия, Батыр сделал жест, имитирующий расставание с последней рубахой и хлопнув ладонью, положил на стол стопку тугрей ( примерно на 30 рублей), и, как последний аргумент, присовокупил к этому три птичьих яйца. Второй раз за сегодня нам пришлось пойти навстречу пожеланиям общественности, тем более, что ругаться ни с кем в первый же день не хотелось. Аккуратно положив бутылку за пазуху, довольные, они почему-то пересадили уважаемого человека третьим к себе на мотоцикл, у которого опять спустило колесо, и чуть не перевернувшись, умчались вниз по склону с диким ускорением. Проводив их взглядом, мы заметили, что колпачки с ниппелей «Бигхорна» тоже уехали, наверно, на долгую память. В этот вечер нас никто больше не беспокоил, и мы спокойно наслаждались красотой Хубсунгула.

День пятый

Никуда не торопимся, спим допоздна. Холодный степной воздух сделал свое дело, просыпаемся трезвыми и свежими, разнообразим свой рацион яичницей, сворачиваем лагерь.

Сегодня мы должны начать один из самых сложных отрезков нашего пути: это дорога вдоль Хубсунгула. Решаем объезжать озеро с восточной стороны, воспользовавшись треком одной из иркутских экспедиций. Скорость — 5-10 км в час, дорога проходит через холмы, часто с большим креном маневрируем между камнями и деревьями, однако практически все время идем на заднем приводе, в первый день 4WD использовали несколько раз для преодоления рек и то больше для подстраховки.

По пути любуемся видом природы, с гор открывается неповторимый вид на Хубсунгул. То и дело из-под колес выпрыгивают суслики, все изрыто их норами, прямой угрозы для человека они не представляют, но могут переносить такие неприятные заболевания, как чума и лихорадка, поэтому лучше держаться от них подальше.

К удивлению, за день проходим около 150 км. Неплохой результат, в основном благодаря погоде, глубокие колеи, ветки деревьев и бревна в засохшей грязи, которые мы видели по дороге, наглядно свидетельствуют, что кто-то был менее удачливым.

Ещё один вечер на Хубсунгуле, лагерь разбиваем у небольшого залива, неподалеку оставленное стойбище, трава выедена до самой земли. С рыбалкой не заладилось, зато наблюдаем за птицами, такое разнообразие видов в одном месте трудно представить даже в зоопарке. Закат поражает красками, сидим у костра, говорим о вечном. С заходом солнца температура резко падает, поддерживаем тепловой баланс, греясь изнутри. Ещё сильнее тянет пофилософствовать, только в два ночи расходимся по палаткам.

День шестой

Рассвет, слышен храп вперемешку со стуком зубов. В районе, где был нос, спальный мешок покрыт инеем, вылезать не хочется, даже как-то страшно. Вода в чайнике замерзла, кипятим на плитке, разводим костер. Кофе, горячий завтрак, пять капель для желающих, вроде все оттаяли, греем машины. Несмотря на вчерашний небольшой пробег, топлива в баках меньше четверти. Сегодня дорога идет в основном в низинах, все больше и больше грязи, «Бигхорн» проходит без проблем, «Эскудо» один раз встает, но аккуратно, самостоятельно выбирается.

Ещё раз благодарим погоду, один серьезный дождь — и тут можно застрять надолго.

Вот наконец нормальная гравийка, после полуторадневного «ползания» кажется, что просто летим. В Хатгале, поселение с юга Хубсунгула, дизтоплива не оказалось, едем до ближайшего областного центра Мурен. Впервые за два дня появилась сотовая связь, можно поговорить с домом. Дороги, как таковой, нет, множество направлений в степи, выбирай любое. У «Эскудо» проблемы с кондиционером, пропускаем вперед, чтобы им можно было ехать с открытыми окнами.

Немного освоившись, увеличиваем скорость до 80 км/ч, правда приходится отстать метров на пятьсот, иначе ничего не видно. Откуда-то сбоку, как Летучий Голландец, в клубах пыли выныривает УАЗ-«таблетка» под завяз набитый людьми, несмотря на это, обгоняет нас и скрывается за пылевой завесой. Ждем, пока пыль осядет, едем более осторожно, надежды на осмотрительность местных водителей нет. Мурен, сразу на въезде цивилизованная заправка, топливо почти в полтора раза дороже, чем в России, рядом заправки дешевле, экономить на качестве не стали.

Пытаемся поменять доллары, все банки закрыты, в магазинах ничего кроме тугриков брать не хотят. Почти час ищем, где можно поесть. Наконец большая вывеска на английском «Hotel-Bar-Restaurant». На этом английский завершается, меню на монгольском, никто не говорит ни на английском, ни на русском. Девушки очень приветливые, немного смущаются при виде четырех небритых иностранцев в пыльных камуфляжах, все время смеются. Первое, с чем мы разобрались, — это пиво, на монгольском оно пишется и звучит так же. После переговоров с барменшей выясняем, что попали в ресторан с европейской кухней, к сожалению, из названий этого никак не видно, заказываем наугад.

Несмотря на экзотические для нас меню, блюда в основном состоят из картошки фри и котлет, все различие заключалось в наличии в некоторых риса, а в некоторых вареных овощей. Удивил только салат, в него входили яблоки, вишни, киви, дольки мандарина, помидор и маринованные огурцы, заправленное все было йогуртом и майонезом. Закончив с обедом, ещё раз объезжаем город, нужно пополнить запас «дурной веселящей воды» и продуктов. В местном супермаркете покупаем для пробы литр водки «Chingiskhan Gold», на рынке — свежую баранину. Машины заправлены под завяз, все для ужина есть, берем курс на следующий областной центр Булган. К восемь вечера подъезжаем к реке Селенгэ, ночевать будем тут, ищем безлюдное место на берегу.

Обязательная влажная уборка внутри машин, принимаем душ сами, рыбачим, готовим из баранины ужин, не остался без внимания и «Чингисхан». Местный напиток неожиданно подействовал на нас чересчур феерично, устраиваем дискотеку, прыгаем через костер, поём патриотические песни, гулянья завершились лишь в четыре утра запуском по течению горящих бревен. Один из фотоаппаратов безвозвратно утерян.

День седьмой

Утро, тишина, слышно фырканье лошадей, это местное население пытается разгадать вчерашний необъяснимый феномен с бревнами. Встаем как ни в чем не бывало, начинаем разговоры о жизни, рыбалке и погоде. Приехавшие — семейная пара, живут недалеко отсюда в юрте (по-моногльски «гир»). Жена, как и положено, молчит, глава семьи говорит по-русски, но очень плохо, часто переходит на монгольский. Ничего не понимая, просто киваем головами, просит закурить, дарим несколько пачек сигарет специально припасенных для такого случая, благодорят нас и уезжают. Готовим завтрак, у нас опять гости, двое подростков лет десяти, тоже на лошадях, пасут овец. Молча рассматривают машины и палатки, для них у нас находится несколько упаковок «Скиталс», довольные едут дальше за отарой. Сворачивая лагерь, ещё раз безуспешно пытаемся найти фотоаппарат. На обед заезжаем в Хутак-Ундер, пролистав все скачанные из интернета статьи и сравнив названия с меню, заказываем шурпу и рагу из баранины, все вкусно, но очень горячо, приходиться запивать пивом.

«Бигхорн» глушим два раза в день, в обед и вечером, когда машина остывает, то стартер схватывает почти сразу. До Булгана добрались только к шести часам, примерно за тридцать километров от города начался асфальт, явление здесь довольно редкое.

Сам город ничем не примечателен, банки закрыты до утра, мы снова без денег. На заправке, несмотря на все уговоры, ни доллары, ни рубли не берут. На остатки тугрей заправляем по 20 литров в каждую машину. Проехав ещё 50 километров, останавливаемся на реке Орхон. Решаем не возвращаться утром в Булган, а заправиться из канистр, топлива должно хватить до Улан-Батора. Ложимся спать пораньше, завтра надо обязательно разжиться местной валютой.

День восьмой

Встаем рано, быстро завтракаем — и в путь. Никак не можем выехать на нужную дорогу, петляем между холмами. Из-за пыли держим большую дистанцию, в очередной раз дорога расходиться в разные стороны, пытаемся связаться по радио, ответа, куда нам ехать, нет. С холма видно несколько машин на горизонте, вроде что-то похожее на «Эскудо». Только через полчаса выясняем, что это другой автомобиль. Свой нетбук с более полной навигацией мы отдали, первой машине. Едем по компасу, практически наугад, радио молчит, сотовой связи нет, хорошо, что топлива пока хватает. Выбрав холм повыше, снова смотрим по сторонам, уже в бинокль, вдалеке видна жизнь, небольшое селение. Деньги поменять и заправиться не удается, зато узнаем направление на Улан-Батор. Через час езды выезжаем на асфальт, ещё больше убеждаемся, что на верном пути. Появляется сотовая связь, к счастью, экипаж «Эскудо», не найдя нас, тоже решает ехать в сторону города, предварительно отметив на карте место, где мы потерялись. Договариваемся встретиться на въезде, хорошо, что дорога с нашей стороны одна.

В Улан-Баторе в первом же банке без проблем меняем доллары, сразу заправляемся, через весь город едем в сторону национального парка, осмотр достопримечательностей и покупку сувениров оставляем на обратный путь. Останавливаемся только на рынке купить мяса, овощей и пообедать. Сильно тормозят вечерние пробки, движение и без этого плохо организовано, а сейчас машины пытаются ехать со всех сторон, включая встречку и обочины, не без труда выбираемся за город. До самого парка Горхи Терелжа идёт асфальт, въезд платный, все ухоженно, много отелей, юрт-кемпов, видно, что сюда возят туристов. Забираемся как можно дальше от цивилизации в горы, форсируем три реки, тщательно ищем место на берегу, здесь мы будем отдыхать два дня перед обратной дорогой. Несмотря на удаленность нашего лагеря, откуда-то сверху спускаются два бедуина из последних сил держась друг за друга, знаками показывают, что хотят выпить, получив отказ, продолжают движение в никуда. Готовим шашлык из баранины, помятуя о первом не совсем удачном опыте, с «Чингисханом» больше не экспериментируем, пьём «степенно», без фанатизма. Назавтра решаем обязательно переночевать в юрте.

День девятый

Палатки раскаляются на солнце, выползаем наружу. Моем машины, перетряхиваем вещи. Хорошая возможность разобраться со стартером. Ввиду конструктивных особенностей «Бигхорна» сделать это не так просто, приходится снимать щуп автомата и повозиться с гайками крепления. Наконец он у нас в руках, ничего ненормального в нем нет, правда втяжное реле завальцованно и проверить его не представляется возможным. Осматриваем щетки, одно крепление загнуто, при попытке поставить на место отрываем совсем. Успокаивает то, что Улан-Батр недалеко, всегда можно купить новый стартер, «Бигхорн» в Монголии — довольно частая машина.

Изучив щеточный узел со всех сторон, приклеиваем крепление на место эпоксидной смесью. Через два часа собранный стартер проверяем от аккумулятора, ко всеобщей радости он подает признаки жизни. Провозившись с установкой, пробуем завестись, результата ноль, все то же щелканье, как последнею надежду кидаем провод напрямую, машина тут же заводиться. Вспоминая тихим добрым словом сервис, где стартер перебирали, начинаем искать причину: плохой контакт реле в системе запуска. Пробуем еще раз завестись с помощью провода, все работает, проблема снята, решаем оставить как есть до дома.

Настроение поднялось, остаток дня посвящаем купанию, рыбалке и укладке вещей. К четырем вечера все готовы отправиться на поиски юрты. Найти подходящий кемпинг не составило труда, юрта, а точнее гир (гэр), стоила примерно 50 долларов на четверых. Там же можно было поселиться в нормальном отеле или арендовать домик.

Людей практически не было, кроме нас, жила группа голландских туристов, путешествующая по Транссибирской магистрали. Мы встретились с ними в баре, узнали, что владелец комплекса их соотечественник. Закрепив международную дружбу кружкой пива, вернулись в наш гир наслаждаться местным колоритом. Впервые с момента выезда нам удалось поспать в нормальных постелях.

День одиннадцатый

Едем в Улан-Батор. Движение в столице сильно напоминает Россию 90-х годов, владельцы дорогих авто в упор не замечают никого на дороге, но в отличие от тех славных времен, ни разборок, ни ругани между водителями не заметно. Осмотр города ограничили посещением центра и приобретением сувениров. В Центральном универмаге поменяли деньги, прошлись по сувенирным лавкам, пообедали. Нам встретился ещё один Батыр, бывший энергетик, учился в России. Судя по всему, из студенческих лет кроме русского он твердо зазубрил цены на пирожки, пиво и водку. Рассказав о жизни и немного проводив нас, он попросил сто рублей, получив пообещал выпить с бабкой за наше здоровье.

От Улан-Батора до российской границы примерно четыреста километров асфальта, приезжаем к вечеру, граница на замке. Встаем первыми к воротам пропускного пункта, уже ночью начинается странное движение вокруг.

День двенадцатый

Долгие разборки с местными челноками, где и как мы должны стоять, машины пытаются втиснуться впереди нас. В 8:00 открываются ворота, кого-то спереди выгоняют, кого-то пропускают, машины, чтобы проехать, идут на таран. Из этого броуновского движения челноков монгольские таможенники выдергивают нас и пропускают внутрь. Все организовано как-то странно, если с вечера мы были первыми, то сейчас не попали даже в первую десятку. На самом пункте небольшая очередь, за час оформляем все документы. Еще пять минут уходит на осмотр наших машин, ждем разрешения на въезд домой. На российской границе мы, сидя в машинах, проводим больше четырех часов, ожидая своей очереди, на мой взгляд слишком маленькая пропускная способность для международного пункта. Зато сам процесс оформления занял тридцать минут, и то в основном из-за наших неправильно заполненных деклараций. Как и в первый раз, к нам отнеслись очень доброжелательно. Около трех часов дня мы наконец-то попали на Родину.

Ровно через двое суток мы были дома, добрались почти без приключений. Удивило, что за время нашего отсутствия, как минимум, сто километров трассы Хабаровск — Чита успели покрыть асфальтом. Переехав мост через Амур, мы встали на заправке для финального фото. Наш пробег составил ровно 7 777 километров.

Две недели чистого авантюризма и приключений были позади. Мы сделали это! И если в тот день, на заправке, на вопрос поедем ли мы ещё в Монголию ответ скорее всего был бы отрицательным, то сейчас, не задумываясь, ответим да, только нужно забраться подальше в горы, а то рыбалка была не очень.

Классно прокатили )
Эээх Монголия.... Скучаю иногда,спасибо мужики по настольгировал))))))))))

S. KEMLER
Это дневной называется пробег. нажатием кнопочки он показывает общий, либо сбрасывает дневной по нулям.

фотки отпад!!!!
Люблю рыбок, птичек, животных... под пиво, вино, водочку, с гарнирчиком!
Отличное путешествие!!!!!
А поподробнее про рыбалку?????
Вообще ничего??? Или что то хоть поймали???

Молодцы отлично прокатились!!!! Фото супер!

ОХЕРЕННО ЗДОРОВО!!! ЗАЧЕТ!!!
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber
TLC Prado

Иркутск-Москва
ФОТО ОФИГНЕННОЕ, жаль один фотоаппарат потеряли...
Был в Монголии только в Улан-Баторе, что запомнилось, так это движение в городе просто безобразное, правил будто не существует и еда очень вкусная!!!
Посмотрел, захотелосб на Хубсугул съездить =)
"Самые страшные демоны сидят внутри нас, с ними и надо бороться"©
Мой отзыв: Honda Civic Ferio 2002

Супер, а что за фотик со стекляшкой? :)

Молодцы Фото ++++5

Афтар, хороший у тебя отзыв! Неси зачотку!

Классно! Но рыбалка не очень- это грустно!!!
Во многом виновата власть...
И в остальном тоже!
odmin4eg:
Супер, а что за фотик со стекляшкой? :)
телек кит 40-150, 4-5.6 + OLYMPUS E-420 и
никон д80 + стекло ширик сигма 10-20 3.5

Зачоты !!!

Молодцы.
Фото изумительные.
Напишите, какой камерой было снято, чисто интересно))))

Красиво!Монголия это чтото!
Добрее,еще добрее..................

M@pkoBka:
лол, этож не общие показания одометра, а одного из вспомогательных :)) а вообще норм так поездочка, пейзажи красивейшие... только вот с фотошопом на некоторых уж совсем перебор...
фото -"любительские",а где много фотошопа-считайте "картина маслом", спасибо за отзыв , критику мы уважаем...все по делу!

shadow-1968
Ой, вижу чуть выше.
Фото супер.

shadow-1968:
Молодцы. Фото изумительные. Напишите, какой камерой было снято, чисто интересно))))
про зеркалки написал выше, были ещё "мыльницы" ...

молодцы ребята!!!
"Все надо делать с юмором!"- сказал палач, рубя голову дольками. 8-))

Забайкалье
За фото отдельное спасибо. 5 +

Vladivostok
Вот это красота.
Автомобили из Японии и Кореи
jpn-auto.ru
Мой отзыв: Mazda Titan 1992

Супер рассказ!!! Читается очень легко и непринужденно. Фотки очень порадовали. +100000
Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней!

отзыв отличный.
фото - просто фердипердозные :-)
посмотрел на фотки - хочу в Монголию :-)
Das Auto

iiv

Kuzbass
Блин, мужики, некоторые фотки прям хоть щас на рабочий стол выставляй. Молодцы! Вам бы обои на рабочий стол создавать.

новокузнецк
молодцы пацанчики!!!!!!!!! во оторвалися!!!!!!
Прошлого не вернуть, настоящего не существует, лишь в будущем есть надежда на счастливый
КОНЕЦ...

новокузнецк
а по расходам сколько вышла поездка?
КОНЕЦ...

владивосток

г. Новосибирск
Сообщений: 2007
и снова сузука рулит)
UAZ Patriot TDi IVECO 2011
Toyota Voxy 4WD 2007

bytyth
отличный отзыв,фотки супер, респект таким.

Фотографу определенно респект... молодцы!
Мой отзыв: Toyota Curren 1994

taksist143:
а по расходам сколько вышла поездка?
По одной машине(эскудо):Потратил 40 тыс руб.Из них Половина денег 25 тыс руб ушла на бензин ( 1000 литров).
2*4=8тыс руб на "срочные" визы и приглашения (через турфирму)

Отлично прокатились, а фото просто нереально красивые!!!
Мой отзыв: Kia Sorento 2009

Поездка классная, да про рыбалку поподробней пожалуйста. Есть мысль следующим летом прокатиться в Монголию...
Когда Бог создавал время, Он создал его достаточно.

отлично съездили. да, природа на фотках - супер!
Всё хорошо и будет ещё лучше!
Мой отзыв: Nissan Terrano 1993

Нижнеудинск
Блин! Во в натуре - авантюристы - на свежей "необкатанной" машине, заведомо конструкторе и в такой поход. Респект и уважуха!
Bighorn 82г - для души и для работы, Bighorn 97г - Брат 2
Волков бояться - в лесу не е...ться
Мой отзыв: Isuzu Bighorn 1982

ЭТО ВАУУУУУУУУУУ!!!!

г.Омск
Очень познавательно, и в очередной раз убеждаюсь в крепости сузуки эскудо :) Найду попутчиков и мотану все таки как нить в Монголию :)
Escudo TA51W - был
Escudo TD52W - есть.

Электрик66:
в нашей короткой экскурссии по Монголии , времени для "правильной" рыбалки было мало,... короче ничего не поймали, но рыба на Хубсугуле есть!

Нальчик-Новосибирс
супер!!!!!!! фото отпад!

Murmansk
фотографии просто охеренные! каждую посмотрел в увеличенном размере! вот что значит зеркало и прямые руки! фотограф молодец, респект машинкам - не подвели! .. супер! 5+

Завидую белейшей завистью аж до истерики ! +555555555555
Был Бигхорн 1996, турбодизель. Теперь Рекстон 2007 турбодизель.

Фотографии просто кайф,фотографу респект! Удивлен что сигма может так красиво передавать цвета, или это фотошоп?

pip

Ново$ибирск
Фото ваще класс!!!
Когда споришь с дебилом, подумай, может он делает то же самое.

Vetuss
Супер! Молодцы! Фото и рассказ!

Отлично!!! Молодцы!!! Так держать!!! :о)))

Отличные фотки!!!

Здорово и интересно!

san-nsk:
может фотошоп, но эта сигма меня порадовала ..

Ocean2Ocean:
Отлично!!! Молодцы!!! Так держать!!! :о))) Отличные фотки!!! Видел, что в Улан-Баторе сфоткались рядом с Хаммером - забавно, но в степи американский и немецкий автопром не пользуется у монголов популярность - разваливаются от нереальной тряски грунтовке. А японцы и наши УАЗы руля. Так что в Монголии GM, Форды, Мерсы - это для городов и для понтов (ведь в всей стране всего 600-1000 км асфальта), а для настоящей жизни - Тойота и прочие хорошие праворукие работяги. ;o)))
Согласен , понты -для города, надежность-для бездорожья!

Ocean2Ocean, до путешествия с большим удовольствием рассматривал Ваш прекрасный фоторасказ о Монголии, пользуясь случаем хочу поблагодарить !!! :)

Elnesvagen
Фото, конечно, просто отпад!!
Я вряд ли на своей пузотерке, когда нибудь смогу посетить такие живописные места, а вот благодаря людям с внедорожниками, можно любоваться фотографиями и мысленно там побывать!
За что вам и спасибо!

Murmansk
без фотошопа конечно не так красиво бы было, но всё же ..

Молодцы! Отличный отчет, фотки очень красивые +5

молодцы !!
хочу Жип)))
MAZDA-Demio, DW3W, 1,3л., 00г.в.

Ну мужики молодцы.

В этом году сгоняли в конце июля на Байкал из Благовещенска. На федералке остались 26 километров грунта в Амурской области, а в Чите наверное уже все закатали.

Столкнулись с похожими проблемами - при въезде в Читинскую область резко заканчиваются заправки и 95 бензин. Поэтому надо заправляться на всех старых советских заправках, которые вы видите. Начиная с Чернышевска вроде норм но 95 все равно попадается очtym редко.

Также же как и вас, неприятно удивили своим хамством водители города Улан-Удэ, это все напомнило движение в Китае. После проезда по городу пропало всякое желание посетить музеи и прочие местные достопримечательности. Побыстрее оттуда уехали, назад возвращались объездными дорогами.

П.С. > Дайте фото в большом разрешение на рабочий стол поставить :)

Нижний Ногород
Красота!!!
VW Passat 1,6 2006г Patron Sport 250

aniban
http://www.northlands.ru/member.php?action=showprofile&user_id=203 [quo te=ga_iden] Расскажите п-ста поподробнее про бумажную волокиту проезда через границу? какие там документывизысправкипошлины нужны, что разрешено ввозитьвывозить а что нет? очень хочется съездить.П.С. > Дайте фото в большом разрешение на рабочий стол поставить :) заполняется декларация на машину и уплачиватся где-то 3000-500руб (не помню) пошлина.Водительское удостоверение-любое.Единственное если машина по доверенности, нужна полная доверенность от натариуса.Таможня проходтся от 2часа-пол дня, в общем как повезёт Может это сойдёт:тут покрупнее http://www.northlands.ru/member.php?action=showprofile&user_id=203

ga_iden:
забыл, про загранпаспорт с визой , GPS, рации без проблем.Лучше зайти на сайт таможни и почитать.

Фотки ОХРЕНИТЕЛЬНЫЕ!!!
v98w, турбо, палка

Nowhere
Путешественники молодцы и чудеснейшие фото!
Лучше зажечь свечу, чем проклинать темноту.
(Конфуций)

Вы ребята явно с фотошопом перестарались, много интереснее видеть реальность
Сиала
И где вы так красиво фотографировать научились :)))

Да просто класс!!!!
Forester(о)(вод)

Красотища то какая!! и фотки обалденные.
Разум направляет мозг, мозг направляет тело

25 регион
Да, фотки потрясающие!

Обалдеть!!!!!!!!!!

Рассказ хороший, интересный, а вот фотошопить научитесь ненавязчиво, или вообще им не пользуйтесь!

Красиво.
Сузука без шнорхеля, не страшно было что воды хл*****?
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018

Ох уж эта цензура. "Не страшно было что воды х л е б н е т"
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018

Колосов:
Отличное путешествие!!!!! А поподробнее про рыбалку?????Вообще ничего??? Или что то хоть поймали???
присоединяюсь!!! тема рыбалки не раскрыта!!!
в остальном покрылся завидками!!! как на Марс слетали - только лучше!!!
толст, лыс, злопамятен...

Виктор Викторович Люберец:
присоединяюсь!!! тема рыбалки не раскрыта!!!в остальном покрылся завидками!!! как на Марс слетали - только лучше!!!
Не вышло в этот раз с рыбалкой, вот и мы не раскрыли, в этом году весна поздняя в Монголии была, Хубсугул ещё не растаял, местные сказали что недели через две надо ехать было. Дальше в горы забираться не получалось по времени, у ребят отпуска заканчивались. Пробывали рыбачить на всех реках где были, но видать как раз все таяло вода мутная. Но ничего, есть повод ещё раз съездить ;)

Alexander_Ch:
Ох уж эта цензура. "Не страшно было что воды х л е б н е т"
За "Эскудик" мы тогда все испугались, это был первый брод, "Биг" намного выше поэтому прошел чуть замочив пузо, вот и показалось что там совсем мелко. Потом конечно более осмотрительно ездили.
Когда я ем я глух и нем. Когда я пью я гораздо коммуникабельней.

Фото класс! Очень понавились. Жаль только много времени потратили на ремонт машин, вместо того чтобы получать удовольствие. Сталю 5

ФОТКИ охр....ть!!!Завораживает!!!))) МОЛОДЦЫ!!!!Достойно))))
TLC-100, ОМЕ+2, 35" BFGoodrich, Lovato-4

Северобайкальск
Помнится на той советской заправке в 600 км от Читы мы чуть в воздух не взлетели.Заправщик бурят,как в голивудском вестерне вылетел от взрыва спиной вперёд из контейнера,в который вошел с зажжённой сигаретой в зубах...Клиентов как ветром сдуло...

Мой отзыв: Nissan Sunny 2000

Респект полнейший! Фото - нет слов, одни эмоции. Бигхорн - машина, конструктор это не приговор, доказали в очередной раз. Пять с плюсом. Тоже хочу. На Биге в Монголию.

69 - Томск! - 71

Мы все маде ин Раша...
No comment"s...

Интересный и познавательный рассказ,5+

Не осилил, но фотки сурерррррррр!

Спасибо за рассказ. Вспомнил как срочную службу 88-90 в Монголии проходил.

Ещё раз спасибо за отзыв. Зачет вам за эмоции.

..."Так продолжалось до ближайшей деревни, где машина наконец-то свернула, а водитель, окинув нас радостным взглядом, придурковато улыбнулся на прощанье."

Сразу вспоминается диалог начальника со строителями из "Наша Rusian":"Вы что дебилы? - Ага дебилы насяльника."
А ведь таким шутников на дороге хоть пруд пруди. Жаль, учить их некому, и мимо вас он прошел так и не поняв своей уникальности !

Не смотря на то, что всю дорогу ремонтировались, впячатления остались положительные. Молодцы. Следующий раз соберетесь не забудьте заранее на форуме сообщить. С удовольстсием бы присоеденился.
что ищу и что хочу не знаю, но найду я что то точно знаю.

Молодцы мужики,нормально сЪездили.

Мужики, напишите название переносной электрической лебедки, пожалуйста! Здоровское путешествие!!! 5+++

_зосима:
Вы ребята явно с фотошопом перестарались, много интереснее видеть реальность
старались как могли, ещё интереснее в обыденной реальности увидеть красивое....

BBAAZZ11:
надо научиться, я за ненавязчивый фотошоп,!

Alexander_Ch:
Красиво. Сузука без шнорхеля, не страшно было что воды хл*****?
скорость была большая, вот водой капот и накрыло слегка, уровень был приемлемый , а риск есть всегда!

QuarZ:
обычная китайская KEW 1500 прикрепленая к уголку пол метра с карабином,на практике чаще пользуюсь хайджеком+цепь 12метров-надёжная лебеда

karkarich - kapitan:
Ребята очень интересно написали, хоть и не был в таких экстремальных путешествиях, но честное слово зачитался. Предлагаю Вам в следующем году совместить отдых с поездкой - приезжайте к нам в краснодарский край на черное море. Начиная с города Новороссийска вдоль всего побережья очень много организованных кемпингом для стоянок машин. Ещё раз спасибо за отзыв. Зачет вам за эмоции.
спасибо, рад за доставленное удовольствие!Всех благ!

liberti:
За предложение , спасибо, коллектив-это сила!

хабаровск
Землякам привет1обалденный рассказ.обалденные фото.спасибо.пишите ещё.
Мы можем напомнить кто выиграл Великую Отечественную Войну.

Центр
Сообщений: 20282
Фотки сказочные!

Это любительская съемка и немного фотошопа?

Расскажите долго ли учились и снимать и фотошопить до такого уровня?

А то тоже хочутак фоткать ))
ВЛАСТЬ БОИТСЯ ТОЛЬКО ПРОТЕСТОВ И МИТИНГОВ. БОЙКОТ ВЫБОРОВ ДИКТАТОРА 2018.

зашибись-ка))))
Прочитал на одном дыхании!!! просто супер! фото вообще обалденные!! вот мужики молодцы!! очень уважаю таких людей!!

Ну ладно ладно
давайте ваши зачетки 8)
Машина Corolla allex 2001 г.
двигатель 1nz

Красивые места, японский автопром тоже не подвел.

ПАЗЕТИФФФ!!!

АДНАЗНАЧНА !!!

Анапа
класс в монголии природа просто офигеть был на хубсугуле 5 лет назад -незабываемые ощущения
ML350- Touareg V8-BMW X3

75>54
Респектище! Фотки поражают воображение! Я в Монголии был летом 2009 и ещё хочу. Не побывали на Хупсугуле и в пустыне Гоби.
Фары Прадо 95=2т.р, Pirelli F. Ice 175/65/R14 = 2 т.р. за шт. всего 8 шт., состояние удовл.

орлы!

Фото просто отпад. Съездить в Монголию моя мечта, но пока неосуществимая по причине отсутствия жипа, а без него судя по этому отчету, да и по другим повествованиям, там делать нечего. Парни вам респект.
Исскуство по настоящему ругаться матом, приходит только с умением водить машину.

b18c sir
Вот это я понимаю... !!! пять баллов :)

anikban:
нет не всю дорогу... ,каждый день по 8-10 часов в день мы ехали и пялились в лобовое стекло, останавливаясь на естественные нужды(включая сон)и в промежутках- фотосессия.А ремонтом занимальсь всего дважды:эстренный ,когда ехали туда, и профилактический ремонт перед отъездом обратно.За предложение , спасибо, коллектив-это сила!
ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству (о.бендер)
хамству и автотазу.
что ищу и что хочу не знаю, но найду я что то точно знаю.

да, фотки классные ))
ULTIMA RATIO REGIS

Подскажите плз из спортивного интереса на какой фотоаппарат фотали и какой объектив был ну к примеру на вот этой фотографии https://www.drom.ru/images/?id=...

На Хубсугуле рыбы много, у меня друзья туда в прошлое лето через Горный Алтай катались.
Там есть Омуль, Щука, Окунь. и прочие не хищники..
Только из Монголии рыбу вывозить без разрешения не дадут.
Проблема в том что разрешение на вывоз действует всего сутки, поэтому мои знакомые разделялись, одни уезжали за ранее в Улан-Батор, а потом все сьезжались на границе.
Жить хорошо.. а хорошо жить еще лучше...
Мой отзыв: Honda CR-V 2008

Киров
Фотографии просто класс,молодцы!
ездил на t.progres,ескудо 95г езжу:ниссан теана,ммс кантер,тойота дуня.люблю япомобили.

ИвашкААА
Фотки НИЗАЧОТ!!! Красивые много НО ОЧЕНЬ МЕЛКИЕ!!!!!
some_1979:
никон д80 + стекло ширик сигма 10-20 3.5 здесь крупнее http://www.northlands.ru/img10...

ИвашкААА:
Фотки НИЗАЧОТ!!! Красивые много НО ОЧЕНЬ МЕЛКИЕ!!!!!
повторюсь, тут крупнее http://www.northlands.ru/member.php?action=showprofile&user_id=203

Супер фото молодцы завидую.
Евгений Ру,
Новосибирск,
Сузуки-Эскудо 2004, TL52W,
двиг 2,0

Фотки космические. Как живые.
Мой отзыв: Toyota Rush 2006

of morning stars.

Сообщений: 2034
Привет всем!
Чуток добавлю про монголию - страну яков :) (и не только).
Немного повторюсь - до границы в Мондах дорога по тункинской долине очень хорошая (есть единственный участок нормальной гравийки в 10 км). Наиболее качественный бензин и ДТ - в п.Кырен на АЗС "РОснефть". В Мондах можно попасть на бодяжное топливо (со слов местного населения).
Границу проходили долго - порядка 4-6 часов(что в одном, что в другом направлении). Граница работает с 9ч (по иркутскому) или с 10 ч. (по монгольскому). Рыба и мясо разрешены к вывозу(официально) только(!) после термической (!) обработки.
В Ханхе останавливались на турбазе "Серебряный берег" ( помимо "берега" там есть ещё несолько турбаз типа "край земли", "зеркало гор" и т.п. - инфа о них есть в нете). Проживание "береге" только в юртах - 850р. за койку без еды; по желанию завтрак-обед-ужин:100-180-150р . Еда (преимущественно мясная)очень вкусная, качественная и сытная, готовится монголками.На базе есть водка по цене от 160р ("1я" или "1й") и выше ("чингисхан"), различные сувениры. Также нам по просьбе приготовили "хорхок" - баранина по монгольски - "пальчики оближешь ...по самый локоть":) Утром "подавали" монгольский кефир - "торак" - ну очень вкусный и полезный напиток после "затяжного ужина" с возлиянием:) . Также на базе есть хорошая русская баня. У директора (очень душевный и контактный иркутянин - "Константиныч") базы есть спиннинги со снастями, которые он предлагал за бесплатно (у нас были свои).
Замечу, что когда приехали в Ханх - хубсугул был под льдом. Лишь у берега была свободная вода, в которой было множество разных видов птиц. Особенно хороши были лебеди - обалденное зрелище их "свадьбы". Также полно горного гуся (угарно смотрелся гусь приземляющийся на гладкий утренний лёд - как авто на гололёде - это видеть надо), журавлей-красавок, самых различных уток. Один раз очень близко видели чёрного аиста, который клевал падаль (мелкого телёнка-яка). Замечу, что в Ханхе можно передвигаться на легковых авто (пузотёрки, паркетники). Всё что на удалении 7-10 км от Ханха- только на внедорожнике с хорошим дорожным просветом и на грязевой (желательно МТэшной) резине (на паркете-тоже можно, но очень осторожно и с великим риском засесть в грязи или повиснуть на наледи, ну или если вам совсем нежалко авто).Мы передвигались только на дизельном сурфе (CRV "отдыхала"). Добавлю, что по "вашей" просьбе директор турбазы может организовать поездку на УАЗике (водитель монгол) в "рыбное" место (на Шаранур, куда мы ездили на сурфе, дневная поездка на уазике стоит 5тыр).
... В ночь с 13го на 14е был шторм и, на утро льда, которым был покрыт хубсугул ... не стало - зрительные ощущения обалденные (типа вчера был лёд - а сегодня НЕТ!)
С рыбалкой нам повезло - ловили хариуса ("белого") на Хубсугуле на мух прямо с пирса в Ханхе. Ловили хариуса "чёрного" на Наёнголе на червя и на ГОЛЫЙ(!) крючок. ЛОвили на блесну-вертушку и РУКАМИ (!) ленка (азиатская форель)на маленькой речушке, впадающей в оз.Шаранур (1864м. над у.м.). Хариус был весь "чистый". В ленке из 20 хвостов в 3-4 были гельминты - от жабер головы и под плёнкой-брюшиной вдоль позвоночника (в самом мясе гадов нЕбыло) - такую рыбу - конечно нак...й! Хорошего ленка, после ревизии, готовили "горячего копчения" в биксе-стерилизаторе - очень вкусно (монголы проводники ели так, что за ушами трещало:) ).
Что ещё ... Скажу, что монгольское солнце в горах - очень злое - сгораешь буквально за 20-30 минут. Мне лично повезло - я не сгорел, т.к. уже получил майский загар в турецком БелЕке... остальные товарищи жутко сгорели.
Ещё был "прикол" при обратном переходе границы. Мой друг решил взять собой из МНР несколько туфовых камней для каменки в баню.Бросил их в багажник машины... В итоге - за эти камушки монголу-погранцу он отдал 10 долларов (монгол вымагал больше:) ) И при этом камни монгол изъял :)
Если есть какие-то вопросы - то отвечу ...
Фото и видео( в т.ч. "ручной" :) рыбалки)имеются...
CRV-K24-2004+DEFA
Stream-К20А-2002
"You Meet the Nicest People on a Honda" /Soichiro Honda/

Фотографии, высшее мастерство! Если конечно это не друг фотошоп??)))

anikban:
Спасибо за ответ. А где такую купить можно? Подскажите.

Copenhagen

Рассмешили!

Heckfy-cool:
Фотки сказочные!Это любительская съемка и немного фотошопа?Расскажите долго ли учились и снимать и фотошопить до такого уровня?А то тоже хочутак фоткать ))
Природа, фото- моё хобби уже 6 лет и более , потихоньку в свободное и очень короткое время...Все есть в интернете, побольше вдумчивой практики, стремления к прекрасному и всё должно получиться )

Доктор John:
Привет всем! Чуток добавлю про монголию - страну яков :) (и не только).Были только в приграничном Ханхе (он же Turta) на июньские праздники (11-14 июня)+ поездки от посёлка на 50-55 км по западному побережью Хубсугула (до р.Ноёнгол)и северном направлении до оз.Шаранур. Цель поездки - "разведка" нового места отдыха и рыбалки вместо Байкала (уж очень больно много народа, шума и грязи на Байкале, точнее на легко доступных его местах). Авто: Honda CRV(К24А) и Toyota H-L-Surf (1KZ).........
спасибо , ценная информация ,так себе рыбалку на Хубсугуле и представлял.Сначала планировал на первые 2 недели июня, но из-за обстоятельств дату отъезда поменяли (

QuarZ:
Спасибо за ответ. А где такую купить можно? Подскажите.
на любом китайском рынке (дёшево!), а я покупал на хабаровском автомобильном рынке

Молодцы , 5 + , фотки зачотные ;)

А РЫБУ ЛОВИЛИ??? И ЧТО ПОИМАЛИ???

Mesnik38RUS
Круто съездили!!!

Да действительно фото просто суппер!Молодцы ребята,я сам таким же макаром тоже на биге от Владивостока до Урала и до Магадана проехал,респект!

Оксана М.
Шикарная поездка!!!!
А фото какие!!! Любовалась! Очень красиво! Снова загорелась желанием все-же поехать когда-нибудь на Байкал!!!!

Спасибо за положительные эмоции!
И хорошей рыбалки в следующий раз! :-)

аааааааааа, ЗАВИДОС!!!!)))
Молодцы! Фото просто космос!
спасибо!!!

фото просто супер!

классно.

anikban:
Везет Вам. Вот только у меня в городе такого нет :)
Спасибо за ответы.

do

Круто!!!
Помню когда ехали в Китай под Слюдянкой на серпантине встретили одного водилу уже ночью пьяного в дымину-он спрашивал ключ на 22 чтоль.И когда ему этот ключ дали он все нас приглашал в Монголию.Там всего оставалось то доехать около 200 км.Жоль что не свернули......
Удачи вам!
Non.Je Ne Regrette Rien/
Toyota Corolla 2002-СВАО.
Теперь опель "астра"-1,8-140 лошадок.

Николаевск
Из множества историй - эта не только интересная, но и одна из самых красивых в плане зрелищных фотографий. Фотошоп, не фотошоп, но некоторые фото поражают воображение. Спасибо!!!
Kia Keres; T-Corolla; T-Ceres; N-Terrano; I-Bighorn; TLC-Prado 03; T-Premio 07

Slava S
10 дней назад приехали из Монголии,рыбы поймали не много (был излом погоды,выпал снег + ветер +Ад=590, были на границе с Китаем -оз.Хоттон и его исток река Хобдо-Гол.Отзыв ваш понравился,напишите как удалось использовать Gps .Мы пользовались ноутом+OZI+карта Ген. Штаба .Практически не плутали,т.е.+-1км ошибались в ихних направлениях(дорогах)но тут же корректировали маршрут. P.S.Стеклышко широкоугольное хорошо рисует.Поди-кась на следующий год думаете опять туда рвануть?Удачи вам парни и привет из Кемерово!

Slava S:
Да нет мы тоже использовали нотебук с GPS модулем и генштабовские картамы. А на счет рвануть на следующий год, вполне возможно... Хотя в ближайших планах пока Сахалин.

Slava S:
А вы через какой пропускной пункт туда заезжали?

Москва-Сочи дрейф
фотографии просто КЛАСС!!!!!!!!!!! и Путешествие отличное!!!!!!
5!
Сейчас Ford Expedition
НИКОГДА НЕБЫЛО , ЧТОБЫ НИКАК НЕБЫЛО

А нельзя ли неотфото***ленные картинки выложить? То что фотографировать вы умеете (композиция, экспозиция и всё такое) - это заметно и за умения решпекты. Но интересно увидеть реальность, а не "веселые картинки" :)
Мой отзыв: Isuzu Bighorn 2001

Slava S
Мы заезжали по Чуйскому тракту через Горноалтайск к пропускному пункту Ташанта(от Кемерово 1150км).

Лукиш:
спасибо, Лукиш

На ноуте Sas.Planet, Ozi, MAPEdit GPSGate и на КПК Navitel ,Ozi,GPSGate

Медведко:
ок, за реальностью данную нам в ощущениях , надо ехать туда самому...а пару фоток выложу..

anikban
и ещё.... всё это относительно, кто знает, тот поймёт...

Петропавловск-Камчатский
Очень понравились пейзажные фотографии! Молодцы!
www.photokamchatka.ru :)

lue

ухта
фото потрясающие
как и сама поездка

Germanovich
Весьма интересный и познавательный рассказ. Сам из местных, но на Хубсугул еще не заезжал, только в ближайших планах. Карточки понравились... Пожалуй единственные фотографии в ветке, снатые с умом. И это радует, поскольку есть не только чтиво, но и есть на что посмотреть. Удивляют вопросы: фотошоп-не фотошоп? Да какая разница, уважаемые? Смотрите и получайте удовольствие. Из вас видимо мало кто знает, что в эпоху аналоговой фотографии, когда о цифре не думали и во снах, подготовка фотографии занимала куда как больше времени на колдовство с проявкой пленки и особенно при печати. Но никто не задавал вопроса о тонкостях этого муторного но нужного процесса. Зато сейчас стали все умные и знают, уже ставшее ругательным, слово ФОТОШОП... ))
Подойдите к фотосъемке творчески а не абы как - на бегу, встаньте пораньше с первыми лучами или вечером, перед закатом, и увидите реальные цвета и тени, и еще много того, что в яркий солнечный день отсутствует. Они будут мало отличаться от авторских (выше). Именно поэтому безоблачный солнечный день - самое бесполезное время для съемки пейзажей. Дело не в том чем снимал автор, а важно когда снимал. Да и светофильтры никто не отменял.
Автор, жаль что не попали на Окинское плато. Есть что посмотреть и поснимать. Уже немало лет в пейзажной фотографии и езжу туда на съемку каждый раз с удовольствием. Замечательные места в этом плане. В последнее время бываю там намного чаще, чем на Байкале. Так что, милости просим, как говорится. Попробую прицепить пару карточек, для представления...

Germanovich:
Спасибо, Герман!
Посмотрел Ваши фото-работы на сайте, есть к чему стремиться! Окинское плато-действительно, есть что посмотреть и поснимать....

Лешка76
Даа, прикольно катанулись ,про фотошоп тока ламеры грят ,мы тож гоняли тока сымать некогда было я с тросом лазил и камера у меня была))

25й Регион
фотки-одуреть!красота нереальная!СЮЖЕТЫ-ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫ Е!Я ПОТРЯСЕН!
. LETS BE HAPPY - WHILE WE ARE HERE

Обалдеть. Я тоже так хочу. Куплю себе escudo и уеду куда подальше. Молодцы. Рассказ потрясающий, фотографии офигительные. 5 с огромным плюсом

Вася, фото замечательные. Я их наконец-то посмотрела.

Amur28rus
Фото классные, молодцы!

обалденные фотки!

kinava
Рассказ на 5, а фото - просто выше всяких похвал!
спасибо за рассказ, как буд-то с вами прокатилась

kinava:
Рассказ на 5, а фото - просто выше всяких похвал! Были в Монголии, часть проблем знакома. Мечтаем еще раз прокатиться, Найс выдержал, но его было жалко, для их "дорог" нужны другие машины.спасибо за рассказ, как буд-то с вами прокатилась
kinava, спасибо за отзыв! Приятно что на эту страничку заходят единомышленики!

Нет слов. Просто СУПЕР!!!!!!!СУПЕР!!!!!!!!
Тоже хочу!!!!!!!!!

ПРОФ Ангарский
Фото просто великолепны!!! чувствуется рука если не профессионального фотографа, то истинного любителя фотографии. Путешествие и отчет достойны фото.

123Димон123
Привет с Камчатки. Фотки отпад! 5+ Хороший отзыв

anikban
Привет камчатка!!Когда нибудь свидемся!Спасибо Димон!

ПРОФ Ангарский:
ПРОФ Ангарский, спасибо, приятно ... ))

Да. Есть к чему стремиться!
Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

фотографии- высший класс!!!

талантливый фотограф!!!!!!

Khabarovsk
И в завершении немного видео... https://www.youtube.com/watch?v...
Когда я ем я глух и нем. Когда я пью я гораздо коммуникабельней.

Здорово!!! Информативно! Красочно! И нужно!

иркутск
интрецептор

Одобрямс... молодцы, фотки фееричны... тока машины что-то все разваливались(((( Надеюсь следующие путешествия будут на более надежных конях....
Toyоta (Hiace) Regius-2001
Здравый(расчетливый) авантюризм - кредо жизни

Красота-то на фото какая!!!)))))))

ребят кто поедет ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ-РЕСП.БАШКОРТОСТАН И ОБРАТНО желательно в начале лета но не факт пишите serega-alekseev@ http://list.ru

Suomi,Finland
Какая красотища !!! а мы развозим деньги по турциям и грециям...
Legacy BM 2,5 S cvt

о второй моей (anikban) поездки в Монголию на Хубсугул и Дархатскую котловину, можно посмотреть https://www.drive2.ru/l/805477 4/ и почитать https://www.drive2.ru/l/774287 1/

немножко фоток

Скоро продолжение моей Монголии! Спустя 5 лет, очередная поездка в одну машину по Хубсугулу и Дархатской котловине, уже верстается ))
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero 2011

тест

Route125
Молодцы земляки! Алтай, Туву случаем не захватили во второй поездке?

Route125
Молодцы земляки! Алтай, Туву случаем не захватили во второй поездке?
нет , но с удовольствием бы и подальше от асфальта