|
Об этом путешествии я мечтал давно и понемногу заразил этой идеей своих близких — жену и сына. В декабре 2008 г. семья окончательно сдалась. Решено — в июле на море добираемся на авто. Первый этап моего плана пройден. Дальнейшие планы были уже общими. На тот момент мы были обладателями Toyota Corolla, 2002 г.в.
Машинка простая и очень надёжная — за 50 000 км пробега по дорогам Красноярского края не было ни одной поломки. С Владивостока пришла свом ходом — короче, «Королка» повидала всякого. Но для дальней поездки втроём была не совсем удобной за это и была приговорена на семейном совете к обмену на деньги. А, как известно, прежде, чем что-нибудь продать — нужно что-нибудь купить. Стал вопрос, что сможет заменить обладателями Toyota Corolla и очень быстро был найден ответ — обладателями Toyota Corolla Fielder.
Перед Новогодними праздниками (до повышения пошлин) с аукциона нами был приобретен нужный аппаратец — Toyota Corolla Fielder, декабрь 2003 года, V 1,5 с оценкой 4А и пробегом 45 000 км.
В январе машина была уже в Красноярске. Такой способ покупки мне очень понравился, но есть в этом и серьезные минусы — в аукционном листе не отражено техническое состояние машины (коробка, двигатель, ходовая), а оценивается только кузов и салон, да и ожидание «кота в мешке» (30 дней) дается нелегко. Рассчитывался за машину частями по мере приближения ее к Красноярску. Последнюю часть денег отдал при подписании акта осмотра транспортного средства. В итоге получилось 320 тыс. руб. — покупка на аукционе, доставка до России, таможня, ж/д доставка до Красноярска, чаевые посредников — 9 000 руб. (перегоны просят 10 000 руб.) «Fielder» пришел в идеальном состоянии. Пройден второй этап нашего плана.
Впереди самый тяжелый период — бесконечно долгая зима и сильно расслабляющая весна. В апреле в надежные руки перекупов была отдана «Королка». Было немного жалко расставаться с ней — за два года привыкаешь даже к железу. Но мысли о дальней дороге и теплом море согревали и успокаивали.
В июле с женой на удивление легко подписываем заявления на отпуска причем отпуска полные (36 календарных дней) — сделать это в оконной фирме в сезон очень сложно. Спасибо нашим шефам! Старт намечен на 18 июля. Места отдыха определены еще зимой — п. Витязево (Анапа) и дальше в Адлеруб. По Интернету было найдено и забронировано жилье. Подробнее об этом расскажу дальше. Изучив атлас автодорог и почитав отчёты о путешествиях, выбрали маршрут, по которому предстояло прорываться к Черному морю.
Красноярск — Кемерово — Новосибирск — Омск — Ишим — Бердюжье — Курган — Челябинск — Уфа — Бугуруслан — Самара — Пугачев — Саратов — Камышин — Волгоград — Котельниково — Сальск — Тихорецк — Краснодар — Крымск — Анапа — Витязево — Новороссийск — Геленджик — Джубга — Туапсе — Лазаревское — Хоста — Адлер — Хоста — Джубга — Краснодар — ……… — Красноярск.
За неделю до отъезда начинаем упаковывать чемоданы — очень приятное занятие перед отпуском. Чтобы ничего не забыть составлен список необходимого:
Перед дальней дорогой решил заехать в сервис на диагностику для успокоения души (на тот момент машина прошла 15 000 км по Красноярскому краю). Механик при всём желании заработать не придумал, как это можно сделать — всё было в поряде, взял 300 руб. за осмотр и пожелал счастливого пути. Самостоятельно заменил тормозные колодки, свечи, масло в двигателе, фильтра (масляный и воздушный). Зная, что и про старуху бывает порнуха, купил буксировочный трос, комплект свечей и набор для ремонта покрышек. Убрал все это подальше и не доставал еще до сих пор.
Не зная в каком состоянии, дороги решил обклеить бампера и пороги медицинским пластырем. Не делайте, мужики, этого никогда! Я перематерился, пока отчистил машину «Спас уайт спирит». Затея с пластырем обошлась примерно в 1 000 руб., а понту от него никакого. В обратный путь не обклеивался. Следы битума удаляются гораздо проще и нервы целей.
На календаре 18 июля, на часах 4 часа утра, присели перед дорожкой — всё, поехали! Бак полный, счастья тоже полные штаны, впереди 5 000 км и неизвестность — мечта начала сбываться!
Быстренько прошли остаток Красноярского края, также хотели проскочить Кемеровскую область — не получилось. В Мариинске были остановлены ГБДДонами за превышение скоростного режима на 25 км/ч. Хотел оформить всё по закону (штраф 300 руб.) но, получив предложение отдать 100 руб. на месте, не смог отказать им — глаза у них были очень печальные и, как мне показалось, голодные.
Дальше решили ехать по знакам, а то самим покушать не на что будет. Об аппетитах этих хлопцев, думаю, знает каждый, согрешивший однажды, сев за руль. Но не об этих побирушках история.
Кемеровская область позади. Двигаемся по указателям — заблудиться тяжело. Цены на бензин значительно ниже (Аи-92 — 22 руб.), чем в Красноярске (Аи-92 — 23,8 руб.). Заправок на трассе хватает, но меньше 10 литров в баке лучше не оставлять — так спокойнее. Новосибирск проходим по новой объездной дороге — быстро и очень удобно. Не доехав до Омска 50 км (Кормиловка) останавливаемся на ночлег. Пройдено 1 400 км. Качество дорог терпимое. Проехав день, определили для себя что-то вроде режима — в пять подъем, часиков до девяти рулю (семья спит), завтракаем, следующая остановка на обед около двух часов, ужинаем в семь и потом пилим до ночи.
Ехать через Казахстан желания особого не было, решили обрулить его через Ишим. Ишим проезжаем мимо и по указателям на Тюмень. Через несколько километров уходим на право — на Бердюжье и Макушино. Крюк получается около 100 км, но по времени выходит быстрее. Объездная дорога отремонтирована не везде — много разбитых участков.
Так без проблем добрались до Челябинска. Дело было вечером, и мы поехали через город. На ближайшем светофоре повернули направо (проспект Победы). Переехав р.Миасс и миновав подъем, поворачиваем налево (проспект Свердловский потом переходит в ул. Блюхера). Далее, не сворачивая до поста ГБДД и по указателю, уходим на Уфу. Дорога в объезд получится на 100 км длиннее. Ходят слухи, что в окрестностях Челябинска шалят бандюганы, стригут фуры (3 000 руб.) и чужие легковушки (1 000 руб.), но мы сами с этим беспределом не столкнулись. А еще говорят, что челябинские мужики настолько суровы, что раскалывают струей унитаз. Немного отъехав от родины Ивана Дулина и Михалыча, захотелось принять душ и завалиться на кровать. Пройдено за второй день 1 100 км Остановились в придорожной гостинице «Березка». За ночь с троих отдали 1 150 руб., есть столовая, душевая, в номере телевизор. На стоянке было приятно встретить земляков, путешествующих на Mazda CX-7 и уже возвращающихся домой. Немного поговорили о дороге и об отдыхе. На тот момент ГБДДоны развели их на 7 000 руб. — мы пока отдали 100 руб.
Попрощавшись и пожелав друг другу удачи и спокойной ночи, разошлись по номерам.
Утром, попив кофе, двинулись навстречу Уральским горам. За Челябинском отличная трасса, но разогнаться не дают гайцы с радарами. При пересечении перевалов задерживают как фуры, так и ремонт дорог и мостов. Наберитесь терпения и не нарушайте ПДД — за каждым запрещающим знаком засада.
В горах у нас возникла проблемка — машина отказывалась ехать быстрее 60 км/ч. Я начал грешить на качество топлива (перед этим залил 40 л на какой-то мутной заправке), но спустившись вниз, Филя на этом же бензине полетел, как и прежде. Так и не поняв, что это были за капризы, мы направились в сторону Башкортостана.
Перед Уфой отличная дорога — три полосы в каждом направлении. Едешь и отдыхаешь после Урала. Вообще чувствуется, что дорогам здесь уделяется немало внимания.
Классный асфальт, чистые обочины и подсолнуховые поля радуют глаз и повышают настроение. Возникает вопрос, а почему так не может быть везде?
Даже ветряные энергогенераторы делают похожими те места на Голландию или Германию.
Но, проехав Уфу, успокаиваешься — мы все-таки в России. Об этом говорит и ремонт дорог, и насыпи гравия и засады ГБДДонов в этих же кучах.
Проехав Октябрьский, на посту повернули налево на Бугуруслан. Добираться до Самары этим маршрутом гораздо удобнее, чем по федералке (мало фур и нет гайцев). К Самаре подъехали с южной стороны и по указателям покатились на Саратов. Ночь застала нас в Чапаевске. За третий день пройдено 1 020 км.
Выспавшись и изучив дальнейший маршрут, выдвигаемся дальше. До Саратова лучше ехать через Маркс, чем через Вольск (там, говорят, дорога, как после бомбежки). На подъезде к Саратову стоит указатель на Волгоград, поворачиваем направо и попадаем на мост через Волгу. Волгоград удивил своей протяженностью. Ехали через город, никуда не сворачивая, около 50 км. Пробок не наблюдалось, а вот большое количество светофоров напрягало. Местные смотрели на нас с улыбками и удивлением. Наш Филя имел забавный вид, пластырь к тому времени местами отклеился и на ходу развевался, как ленточки на параде, а при остановке свисал вниз. На Мамаевом кургане побывали на обратном пути.
Впечатления просто незабываемые. Фотографиями и словами не передать. Будете в тех краях не проезжайте мимо — не пожалеете.
Заночевать решили в Котельниково. Подъехали туда уже по темноте часиков в одиннадцать. Темнеет там как-то рано и быстро. Кемпингов мало, и все места оказались заняты. Зато прямо на дороге стоят люди с табличками, сдающие свое жилье на ночь. За троих мы отдали 500 руб. Хозяйка выделила нам большую комнату (зал), в соседних спальнях уже спали такие же, как и мы, путешественники. Сама с мужем устроилась во дворе во времянке — вот такой маленький бизнес на пенсии. Спасибо им за гостеприимство. За четвертый день пройдено 1 026 км Приняв душ, ложимся спать с приятной мыслью — завтра будем уже на море.
Утром на первом же посту ДПС (Дубовка) мы были остановлены для проверки документов. С бумагами было все нормально, но зоркий глаз ГБДДона зафиксировал нарушение ПДД на заднем сиденье — это жена, еще не проснувшись, забыла пристегнуться. Довольный собой лейтенант пригласил меня в дежурку для составления протокола. Но писать ему не очень, видимо, хотелось, и опять эти добрые и голодные глаза блюстителя порядка на дорогах толкнули меня на преступление — бумажник стал легче на 300 руб. Вернувшись в машину, я немного поворчал на уже пристегнувшуюся жену и, не убирая далеко документы, порулил до следующего поста в Зимовниках. Там нас надолго не задержали и, убедившись в отсутствии оружия и наркотиков в багажнике, пожелали счастливого пути. Это было наше последнее общение с представителями власти. Итого за 12 000 км пробега по России ГБДДонами было выпрошено у нас 400 руб. Обид нет никаких — ведь нарушать ПДД и давать взятки нас никто не заставлял.
Так потихоньку мы добрались до Краснодара. Въехав в город и потеряв из виду указатели, немного поблудили по забитым транспортом улицам, пока не встретили направление на Темрюк. Дороги Краснодарского края, также как и дороги Ростовской области, находятся в хорошем состоянии, ухожены и удобны для быстрой езды, несмотря на интенсивность движения.
На пятый день нашего автопробега мы уже испытывали усталость во всех частях наших тел, а особенно в одной части, которая у меня кажется стала плоской. Еще хочется дать совет по поводу защиты глаз. Я допустил ошибку, взяв с собой обычные солнцезащитные очки (не помню где, я их выкинул в окно). Глаза в них устают, по-моему, еще больше. В обратный путь купил правильные антибликовые очки. Вещь стоящая и жаться при ее покупке не надо — здоровье дороже.
Желание побыстрее добраться до моря становилось с каждым километром все сильней. Мы все ждали этого, как какого-то чуда. Мелькали указатели — Крымск, Нижнебаканский, Раевская, Верхнебаканский, Анапа.
И вот наконец Витязево. Все с облегчением вздохнули — наша мечта сбылась и мы счастливы на все 100%. Места в частной гостинице «Морские сети» были забронированы с 24 июля, а мы приехали 22. Не хотелось никого напрягать своим ранним появлением. Без труда нашли кемпинг — он оказался прямо на берегу среди песчаных барханов.
Заплатив около 200 руб. за сутки, проехали через шлагбаум и припарковались в теньке. На территории есть всё необходимое — душевые кабины, туалет, небольшое кафе. Но это все мелочи — главное, что сразу за барханами шумело море, куда мы, переодевшись, и побежали.
Накупавшись и смыв с себя дорожную пыль, решили вечерком прогуляться по местным улочкам и магазинам — купить что-нибудь расслабляющее и отметить приезд. Вернулись к машине, побрякивая пивком, а из пакета торчал хвост копченого толстолобика. Так заканчивался наш первый день на черноморском побережье. От дома пройдено 5 300 км, машина в порядке, экипаж тоже, а впереди много интересного. Наконец-то хорошо выспавшись, позавтракав и искупавшись, мы решили прокатиться до гостиницы — хотелось уже наверняка определиться с жильем, которое было забронировано нами еще в марте с помощью сайта www.azur.ru Сайт очень удобен для конкретного поиска. Есть подробная карта населенного пункта, где вы решили остановиться, на которой видна удаленность вашего будущего места отдыха от моря, подробное описание номеров и контакты непосредственных владельцев. Созвонившись с ними напрямую, оговариваете все условия проживания, время пребывания и цену, которая в зависимости от порядочности хозяев не должна будет измениться в сезон.
Нужный нам адрес (ул. Почтовая) нашелся без проблем. Вообще, чтобы заблудиться в Витязево надо очень постараться — настолько все просто. Наш номер уже был свободен, и наша кочевая жизнь на две недели закончилась. Гостиница расположена далековато от моря (пешком идти минут 30), но зато можно легко сесть в маршрутку — дальше это сделать очень тяжело. Магазинов хватает и на окраине — не занимается торговлей только ленивый. В общем, все предложенное нам за 950 руб. в сутки нас устраивало.
Найти трехместный номер с удобствами в конце июля за эти деньги в центре поселка, либо рядом с пляжем трудновато. А самое главное в таких минигостиницах, больше похожих на общежитие — это хорошая и веселая компания. И с этим нам тоже повезло. Люди из разных городов России (Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Самара, Москва, Санкт-Петербург) легко находили общий язык, как в быту, так и за общим столом.
Совместные посиделки организовывались обычно по вечерам, а днем каждый выбирал развлечения на свой вкус — в Витязево с этим проблем нет. Неплохой выбор экскурсий, бильярдные, ночные дискотеки, куча кафешек, боулинг-клуб, концертная площадка — для поселка не так уж и мало мест, где можно отдохнуть. Но самое ценное в тех местах — это широченные песчаные пляжи. Скучно там не бывает ни взрослым, ни детям. Батуты, надувные горки, бананы, катамараны, скутера, волейбольные и футбольные площадки — короче, весело. Можно погонять по барханам на квадроциклах, полетать за катером на парашюте, а можно просто валяться на песке и наслаждаться жизнью.
За две недели, проведенные в Витязево, мы побывали во многих местах. Описывать каждое конкретное место либо экскурсию словами нет смысла. Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Впечатлений масса, и все они в основном положительные. А где нас носило можно посмотреть на фото.
Набережная в Анапе.
Смотровая площадка в Новороссийске.
Канатная дорога (Геленджик).
Галечный пляж (Геленджик).
Где-то на бахче.
В долине лотосов.
Грязевая лужа Шуго.
Водопадище (р. Пшада).
Аквапарк в Анапе.
Пляж Витязево.
На дольменах.
Аквапарк Джемете.
Станица Благовещенская.
Азовское море (станица Голубицкая).
Загар по-витязевски.
Большую часть времени мы проводили на пляже, поэтому и увидели не всё — оставили до следующего раза. Шестого августа наш отдых в Витязево закончился, но мы не расстраивались, потому что нас ждал Адлер. Вечером сходили покатать шары в боулинг-клуб, попрощались с соседями и упаковали чемоданы.
Утром часиков в восемь (хотели в пять — не проснулись) порулили в сторону Сочи. Дорога до поселка Джубга нечем особенным не запомнилась. К гайцам и их количеству на юге мы уже привыкли и не обращали них внимания, да и они на нас тоже. А вот дальше я немного подзапарился ехать. Начались бесконечные пробки и перевалы. Скорость редко доходила до 50 км/ч. Короче, расстояние примерно в 400 км мы прошли за десять часов и это без остановок (в пробках можно было и перекусить и отдохнуть).
Жилье в Адлере было забронировано также еще весной. Нашли в интернете объявление с фотографиями квартиры, с телефонами хозяйки. Созвонились в апреле, согласовали сроки (с 7 по 15 августа), цену (1 600 руб. в сутки за однокомнатную квартиру с хорошим ремонтом, мебелью всей бытовой техникой). Но когда уже в Адлере мы стрелканулись с владелицей той квартиры, радужная картина нашего пребывания начала тускнеть. Хозяйка вдруг оказалась обычным посредником, а та квартира была еще почему-то занята (скорее всего, ее вообще не было, а красивые фотки выставлялись для заманухи), но нам предложили другую — это была обычная, сто лет не видевшая ремонта, халупа с разваливающейся мебелью и стареньким телевизором и цена была уже не 1 600, а 1 800 руб. Увиденное нас, проживших в свое время пять лет в студенческих общагах, не напугало, но немного расстроило. После весёлой дорожки ни желания, ни сил ругаться уже не было и мы, сбив цену до 1500 руб., решили остановиться здесь.
В Адлере мы прожили восемь дней. Квартира оказалась в центре города (ул. Жемчужная) рядом с пляжем «Огонёк» — пешком доходили за 5-10 минут. Огромный плюс того района — это отсутствие железной дороги на пляже. По городу передвигаться быстрее пешком — из-за строительства и ремонта дорог скапливались большие пробки. Машиной не пользовались, и она все время простояла под окнами. Охраняемой стоянки в первый день я так и не нашел, а потом было некогда. Неделька пролетела очень быстро, но мы успели и покупаться и покататься по местным красотам. Побывали в сочинском дендрарии, в Хосте погуляли по тисосамшитовой роще, поднимались в горы в Красной поляне и опускались в новоафонские пещеры в Абхазии.
Сочинский дендрарий.
Тисосамшитовая роща.
На Красной поляне.
Прогулка по Абхазии.
На пляже в Адлере.
Вот так и пролетел наш отпуск на черноморском побережье. Домой возвращались тем же маршрутом. Добрались также на пятый день, проехав 5 200 км Мы все остались очень довольны и отдыхом и самим путешествием. Всем, кто планирует следующим летом прокатиться до моря на машине желаем удачи и, как говорится, ни фуражки ни монтажки.
Если у кого-то возникнут вопросы, с удовольствием отвечу (korzhovav@mail.ru)