Из Москвы в Киргизию на Subaru Forester

23.10.2009 | 101443 просмотра

Посвящается всем, кто когда-нибудь ездил или только собирается поехать в Киргизию из европейской части России на автомобиле.

Летом 2009 года мы с моей невестой Юлей совершили автопутешествие из Москвы через Казахстан в Киргизию на автомобиле Subaru Forester. Поездка очень понравилась, открыли много нового для себя. Ну, обо всем по порядку.

Подготовка. Автомобиль прошел стандартный ТО (пробег около 160 тыс. км), поменял также совсем недавно ремень ГРМ и ремень привода кондиционера и генератора. В дорогу взял с собой канистру на 20 л (очень пригодилась), набор для ремонта бескамерных покрышек (в Москве продается рублей за 300 в магазинах «Русь»), ручную лебедку (вот это точно зря, доставал только раз — на таможне), здоровенный чемодан с инструментами (можно, при желании, полностью разобрать автомобиль, наверное), 5 л моторного масла (использовал примерно литра полтора на долив), насос ножной, насос-компрессор, домкрат, огнетушитель, топор, лопату складную (все это не пригодилось, что хорошо), палатку, спальники, коврики, аптечку и т.д. Перед выездом передние двери были укомплектованы газовыми баллончиками (не пригодились).

Маршрут

При первичном изучении карты очевиден маршрут в Киргизию напрямик: Москва — Актюбинск — Аральск — Шымкент — Бишкек. При этом есть разные варианты этого маршрута: с заездом в Уральск или Оренбург, через Саратов или Самару и т.п. Начав изучать Интернет, я наткнулся на множество советов не ехать мимо Аральского моря, так как на большом участке пути между Актюбинском (нынче Актобе) и Аральском (теперь Арал) нет нормальной дороги. Действительно, в районе Иргиза нет асфальта на протяженном участке. Меня все это не испугало, и я твердо решил, что поедем в ту сторону именно напрямик, ведь так интереснее. Назад, для разнообразия, поедем кругом через Астану, Челябинск. Такой путь километров на 500 длиннее, но занимает примерно столько же времени, так как всюду приличный асфальт.

Итак, маршрут наш таков: Москва — Рязань — Пенза — Самара — Оренбург — Соль-Илецк — Джайсан (граница) — Актобе — бездорожье — Арал — Кызыл-Орда — Туркестан — Джамбул — граница — Бишкек — оз. Иссык-Куль — Кеген (граница) — Алматы — Балхаш — Караганда — Астана — Петропавловск — граница — Курган — Челябинск — Уфа — Набережные Челны — Чебоксары — Казань — Нижний Новгород — Москва.

Общая протяженность около 10 тыс. км. Все путешествие уложилось в 15 дней.

Менты и таможенники

Эти достойны отдельного раздела. Перед поездкой я начитался про беспредел госслужащих южного Казахстана и Киргизии. На форумах в Интернете рекомендуют взятки рассматривать как отдельную весомую статью бюджета поездки. Многие пишут, что таможню проходят за несколько часов, иногда со снятием обшивки автомобиля, часами ждут, когда их пропустят, в то время как местные проезжают быстро, также некоторые платят серьезные деньги за проезд «по-быстрому». Про местных инспекторов ДПС пишут, что принято платить им «на фарт», то есть просто так, за проезд по их территории, пишут про разные разводки. В общем, прочитав все это, желание ехать в такую даль, чтобы иметь такие проблемы, немного ослабевает.

В поездку мы вооружились казахскими и киргизскими ПДД и КОАП, наклейкой «RUS». Тонировки нет никакой. После пересечения границы с Казахстаном оформили местное ОСАГО на 15 дней примерно за 900 тенге (около 200 руб.). Также перед поездкой застраховал автомобиль по КАСКО, так как ходят слухи о том, что в Киргизии водят очень неаккуратно.

Сразу оговорюсь, спутница моя работает в одной из госструктур, имеет соответствующую ксиву и опыт ее использования в общении с должностными лицами, что очень помогало нам в нашем путешествии. Конечно, сила ее тает за пределами РФ, но все же удостоверение добавляет доверия и уважения к нам со стороны таможенников и милиции и за границей.

Итого за все путешествие: четыре границы пройдены примерно часов за пять с убытком в 300 руб. Инспекторы ДПС РФ, Казахстана и Кыргызстана остановили нас раз 20, на них мы не потратили ни копейки за все десять тыс. км. Ну, конечно, количество потраченных нервных клеток никто не считал, но явно меньше, чем я предполагал перед поездкой.

Бензин

Всего мы израсходовали 920 литров бензина. В России с ним проблем нет, цена на момент поездки в среднем около 21 руб. за литр 92-го. В Интернете пишут, что качество казахского бензина ниже, киргизский — еще хуже. Соответственно, подъезжая к границе с Казахстаном, заполнили полный бак и канистру российским бензином. В дальнейшем я не заметил сильной разницы в динамике в зависимости от бензина даже в Киргизии, цена же в РФ самая высокая. В Казахстане мы заправлялись на заправках «Гелиос» и «КазМунайГаз» по 67-72 тенге (15 руб.), в Киргизии — на «Газпром-Нефти» за 23 сома (16 руб.). В итоге пересекали границу с РФ на обратном пути с полным баком дешевого казахского бензина.

В «Форестере» при плохом топливе иногда загорается лампа «CheckEngine», у меня когда-то было такое после заправки в Тверской области в глуши. Казахский и киргизский бензин такого эффекта не произвел.

Рассказ

Итак, вот и настала суббота, пора в дорогу! Садовое, Волгоградский проспект, пробки… как все это надоело… с большим удовольствием все дальше и дальше удаляемся от скучного однообразия серых будней. Вдруг нас накрыл просто тропический ливень. Такой, что ехать можно не больше 60 км/ч. Что ж, говорят, это хорошая примета.

Вот, дождь кончился, въехали в Рязанскую область. Вскоре нас приветствует веселая вывеска: «В России три столицы: Москва, Питер, Луховицы!» Ну, пусть так думают, раз им нравится. По моим ощущениям, Луховицы — столица керамических изделий. Этого добра прямо на трассе продают сколько хочешь.

Наконец, первая остановка — г. Рязань. Погуляли в центре у рязанского кремля. Традиционная русская достопримечательность. Все хорошо, но уж очень там грязно, мусор валяется повсюду. Сидит, например, парочка на лавочке, а рядом просто горы бутылок, бумаги, пакетов… ужас, и тут же ходят невесты в свадебных платьях… И это в центре города!

Едем дальше. Проезжаем город с забавным названием Путятино, фотографируемся. Дорога здесь уже двухполосная, скорость падает. И вот первая встреча с инспектором ДПС: Юля обгоняет ужасно медленный и вонючий грузовик по короткой полосе слева, предназначенной для поворота налево. Делает она это быстро, не зацепив встречную полосу, однако инспектору, притаившемуся на следующем пригорке, этот маневр не понравился. Пяти минут общения хватило, чтобы выслушать наставление, что так обгонять не надо. Настроение у инспектора хорошее, так что едем дальше без финансовых потерь.

Уже поздно ночью достигаем Пензы. Но силы еще есть, едем дальше. Наверное, это была ошибка — отъехали от города всего километров 100 и все, засыпаем уже оба. Что ж, первая ночевка будет не в гостинице. Сворачиваем куда-то вбок на грунтовку, проезжаем немного и видим замечательное уютное место для сна… но, увы, там уже спит «Газель»… Ну, ничего, проезжаем еще километров пять и находим себе «парковку» где-то посреди поля на тупиковой дороге, где никто точно не поедет до утра.

Вообще, в багажнике лежит палатка, но трава вокруг высокая, да и поспать думаем недолго, так что просто раскладываем до конца передние сиденья, получается похоже на кровать. Кривоватая какая-то, коротковатая, но спать можно.

Просыпаемся от того, что в машине стало очень жарко. Естественно, надо было парковаться где-нибудь в тени… Учтем на будущее. Еще и машина черная.

Пейзаж за окном уже не такой, как в Московской области, — леса нет, поля, холмы. Солнце жарит, но кондиционер спасает. Проехали Сызрань, Жигулевск, подъезжаем к Волге. Пейзаж за окном стоит того, чтобы окончательно проснуться: поросшие лесом Жигулевские горы хоть и не высокие, но живописные. Подъехав к Волге, увидели съезд в сторону берега, — отличный повод искупаться, тем более после ночевки в поле. Место оказалось замечательным: залив, песок, отличный вид на горы на противоположном берегу.

После купания дорога через Тольятти до Самары пролетела незаметно. В Самаре мы провели целый день: гуляли по городу со старыми знакомыми, живущими тут, купались. Город вытянулся вдоль Волги, на берегу оборудован отличный песчаный пляж. В связи с хорошей погодой и выходными днем народу было очень много. Как будто весь город пришел купаться. Жаль, что у нас в столице нет такого. В целом, Самара оставила очень приятное впечатление.

Попрощавшись с магистралью М-7, сворачиваем по указателям на Оренбург. Уже час разницы с московским временем. Движемся все время на юго-восток, все раньше наступает вечер, все жарче воздух. Кругом выжженные солнцем поля, стога сена, желтые моря подсолнухов. Вдруг посреди поля выросли нефтяные вышки: проезжаем Нефтегорск. Дорога почти пустая. Асфальт кривоват, с колеями, но ехать 120 позволяет. Обгонять тут одно удовольствие: видимость отличная, обгон всюду разрешен.

Неожиданно видим прямо посреди поля старый ржавый железнодорожный вагон. Никаких железнодорожных путей рядом нет. И как он тут оказался? Видимо, используется в качестве жилья.

В Оренбург мы приехали уже поздно ночью. Я заранее подготовил список гостиниц в городах, через которые нам предстоит ехать. В Оренбурге в моем списке была всего одна гостиница, так и называется: «Оренбург». Даже наш автонавигатор ее знал. Гостиница оставила очень приятное впечатление: примерно за 2 000 руб. в нашем распоряжении был уютный, недавно отремонтированный номер. Итак, после двух дней пути позади около 1 400 км, всего несколько километров до начала другого континента — Азии. Всего-то переехать по мосту реку Урал.

Хорошенько выспавшись, погуляли по городу и поехали дальше. Следующий крупный город — Актобе — уже на территории Казахстана. Из Оренбурга туда ведут две дороги: через Орск и через Соль-Илецк. Мы выбрали вторую наугад, не руководствуясь какими-либо критериями. Напоследок сфотографировались у стелы «Азия — Европа», символизирующей границу континентов, и в путь.

Отъехали от города всего километров 20, вдруг справа от дороги показалась живописная речка. Решили не упускать очередную возможность искупаться, а заодно и смыть мух с лобового стекла. Речка называется Донгуз. Вода теплая, я искупался с удовольствием, а Юлю почему-то смутили заросли травы на противоположном берегу, смахивающие на логово крокодилов из фильмов про Южную Америку. Наверное там хорошо рыба ловится. Проверять не стали, хотелось уже скорее оказаться в Казахстане. Вообще, речка с зеленеющей травой по берегам смотрится очень живописно в контрасте с высушенной степью вокруг. Будете проезжать мимо, очень рекомендую освежиться.

На подъезде к Соль-Илецку на трассе нас встречали десятки машин местных жителей, предлагающих жилье в этом городе. Удивительно видеть такое посреди степи в такой глуши. Такое впечатление, что подъезжаем к Алуште, а не к Соль-Илецку…

Как обычно бывает, на въезде в город пост ДПС. У поста развилка: въезд в город направо, Казахстан — налево. Мне налево, но разметка какая-то странная на перекрестке. Да еще посредине стоят два инспектора, вот и не понятно мне было сразу, с какой стороны их объехать. В итоге проезжаю перекресток по своей полосе, но прижавшись к ее правому краю, а не к левому. Инспектор меня останавливает. Первый вопрос теперь всегда один и тот же: куда едем. Что ж, в Киргизию едем, скрывать не буду. Далее: «А почему нарушаешь? При повороте налево нужно занять крайнее левое положение!». Обещаю исправиться. Далее нас с паспортами приглашают в здание поста, заносят наши данные в какой-то журнал. Видимо, регистрируют все не местные автомобили, проезжающие мимо. Мы не возражаем.

Последний российский город на нашем пути — Акбулак. Здесь закупаемся продуктами, бензином, доливаю масло в двигатель. Позади тысячи полторы километров, долил грамм 300 наверное. Приятно осознавать, что в багажнике его еще пять литров. Город ничем не примечателен, разве что рядом расположен гигантский элеватор, с виду довольно потрепанный временем.

Последние 40 российских километров пути пролетели незаметно. Дорога к границе пустынна, вечереет. Подъезжаем к границе. Российскую часть проходим без проблем, разве что декларацию в трех экземплярах пришлось переписывать два раза. Где-то читал, что нужно обязательно с точностью до копейки декларировать наличные деньги. Якобы казахские таможенники сочтут страшным преступлением незаконный ввоз незадекларированных денег. Возможно, на каких-то пропускных пунктах так оно и есть, но у нас никто деньги не пересчитывал. Удобно то, что декларация заполняется только один раз: на той стороне, откуда въезжаешь. Российские таможенники бегло осмотрели сумки, спросили, что мы везем, куда едем, и отпустили, пожелав счастливого пути.

С их казахскими коллегами все прошло не так просто. Первым делом нам предложили взять в руки все наши сумки и отправиться с ними пешком через терминал. Данное распоряжение мы проигнорировали ввиду своей лени и большого количества сумок на душу населения автомобиля. Особенно не радовала идея вытаскивать и нести куда-то чемодан с инструментами. Мы, оставив автомобиль, отправились налегке в здание таможни, прошли все необходимые процедуры. Когда пришла очередь предоставить наш автомобиль на осмотр, пришлось объяснять таможенникам наше нежелание нести сумки в здание таможни. Мы предложили им осмотреть наши сумки на месте. Конечно, таможенники стали сопротивляться. Тогда в ход пошло Юлино удостоверение: мы стали убеждать их, что моя невеста человек добропорядочный и законопослушный, раз работает в такой-то государственной организации, ничего незаконного мы не везем. Таможенники заявили, что «недавно кто-то тут провез 50 кг героина», что «ксива у него была покруче нашей». Но все же отношение к нам улучшилось. Через пять минут уговоров, они согласились посмотреть сумки прямо тут. На этом приключения на таможне закончились, и мы отправились в дальнейший путь.

На радостях, что мы наконец-то в Казахстане, совсем забыли, что нужно еще оформить местное ОСАГО. Вспомнили об этом только, отъехав километров на десять от таможни. Что ж, пришлось вернуться.

На улице два часа ночи, темень, только свет фонарей таможни, никого на дороге. Подъезжаем снова к зданию, где можно купить страховку. Вдруг из темноты навстречу нам выходит мужчина и спрашивает: «Вы не видели, там труп еще лежит?!» Мы ничего подобного не видели, поэтому честно ему ответили, что ничего там не лежит. Он ушел, но как-то стало не по себе…

Страховка на 15 дней обошлась всего в 900 тенге, то есть около 200 руб.

Снова уезжаем в ночь по кривому раздолбанному асфальту. Машины встречаются редко, населенные пункты тоже.

Полтора часа спустя подъезжаем к бывшему Актюбинску, нынче Актобе. Город встречает нас пустынными улицами, заборами, заводскими трубами. Первая мысль: и где же тут люди-то живут? Но, проехав насквозь всю промзону, мы наконец-то попадаем на красиво украшенную улицу. Поблуждав по городу, фотографируемся сначала со скромно подсвеченным православным храмом, а затем с шикарной гигантской мечетью, светящейся так, что ее не возможно не заметить. Размах здания впечатляет! У меня ассоциации с виденным только на фотографиях Тадж-Махалом в Индии. Всем путешественникам на заметку: обязательно надо посетить данную достопримечательность. Рядом таблички: не пить, не курить, собак не выгуливать…, семечки не грызть!

На выезде из города попадаем на шикарную четырехполосную трассу с идеальным асфальтом. Юля укладывается спать, я же пока еще полон сил, едем дальше. Едем по указателям Хромтау, Карабутак. В Хромтау заливаю полный бак бензина и канистру. Хватает меня примерно до оз. Белькопа. Озеро практически полностью заросло травой, когда доехали до него, уже рассвело. Здесь же впервые любуемся оригинальными мусульманскими кладбищами. Этакое скопление маленьких мавзолеев. Очень необычного выглядит для жителя центральной России. Здесь меняемся, и я, наконец, засыпаю. Через некоторое время просыпаюсь от того, что вместо идеального асфальта мы едем по какой-то жуткой гравийной трясучке. Хорошая дорога закончилась очень неожиданно: просто поперек дороги насыпан большой вал земли. Никаких предупреждающих знаков, ночью можно легко влететь в него, учитывая то, что асфальт позволяет ехать на хорошей машине хоть 200.

Все, дальше дороги не будет теперь очень долго, сотни километров нам предстоит ехать по грунтовке. Дорога наша М-32 в этом месте строится. Возможно, только через несколько лет тут можно будет ехать по-человечески.

В течение следующих шести — семи часов мы пылим по грунтовке, иногда выезжая на основной «асфальт». Когда-то еще при советской власти здесь построили дорогу, которую очень давно не ремонтировали. В результате ехать по ней почти всюду почти невозможно: одни ямы. Гораздо приятней съехать на одну из идущих параллельно грунтовок и ехать по ней. Кроме нас тут ездят только КамАзы, ремонтирующие дорогу. Легковые автомобили почти не встречаются. Водители КамАзов смотрят на нас удивленно. А вот пасущиеся тут же рядом верблюды на нас особого внимания не обращают в отличие от нас, пытающихся с ними сфотографироваться. Иногда попадаются высохшие соленые озера, сухие русла ручьев. Сухо, пыль, жарко.

В середине бездорожья (примерно напротив пос. Иргиз) мы выехали на небольшой участок построенной дороги (километров десять). Какое же удовольствие ехать с ветерком по нормальной дороге! Но все хорошее быстро заканчивается, и вот мы снова пылим по грунтовке. Несколько раз попадались на пути стремного вида сооружения с надписью «кафе». Наверное надо совсем умирать с голоду, чтобы не побояться тут поесть, учитывая отсутствие воды повсюду. Перед машиной часто перебегают дорогу маленькие зверьки (суслики?), пролетают крупные хищные птицы. Также встречаются лошади, коровы, катаются перекати-поле.

Наконец, после многочасового прорыва через пустыню, основная асфальтовая дорога становится получше, появляются дорожные знаки. Значит, скоро Аральск (нынче Арал). Хорошо, что запаслись бензином, заправок от Карабутака нет.

Вообще, про этот участок пути на форумах разные «знатоки» пишут, что там «подвеску оставишь», что «для проезда на «Форестере» нужно брать с собой три комплекта подвески в багажнике» и т.п. Цитирую, конечно, не дословно, а по памяти. Так вот, все это брехня. Самая обычная грунтовка, проехать можно и на седане. Главное, не спешить, и подвеска не пострадает.

Еще немного, и мы в Аральске. «Кош Келдiнiздер» гласит вывеска на въезде в город (Добро пожаловать!). Вообще, город, — это, конечно, громко сказано. Просто большое село.

Первым делом мы озадачились поиском бензина, так как его оставалось уже не так и много. Объезд заправок показал, что в городе 92 бензина нет, 80-й отпускают только по талонам… неприятно. Местные говорят, что бензин, возможно, будет дня через три, кроме того, возможно, бензин есть в Казалинске (это дальше по нашему пути километров через сто). Ладно, до Казалинска нам хватит, едем искать остатки Аральского моря. После плутания по городу, находим бывший порт, пустыню вместо моря, остатки кораблей.

Кое-где небольшие озерца, течет ручеек, плавают маленькие утки. Одиноко разгуливает верблюд. Погуляли по дну моря, сфотографировали верблюда и поехали дальше на юго-восток.

В целом Аральск производит жуткое впечатление. Нищета страшная, бензина нет, моря нет, зашли в продуктовый магазин, а там запах отвратительный, желание что-то купить сразу отпало. Стоит сильная жара. В транспортном смысле Аральск пока место тупиковое, дорогу на север еще долго строить будут. Единственный позитив — есть железная дорога.

В последние годы часть Аральского моря, отгороженная плотиной, постепенно наполняется водами Сырдарьи. Возможно, когда-нибудь появится море, достроят дорогу, и Аральск, как много лет назад, расцветет и станет рыболовно-курортным городком. Но до этого еще годы… десятилетия…

В Казалинске 92-й бензин найти также не удалось, продают его тут только по талонам. (Талоны эти выдают организациям, по словам местных). Зато нашли в свободной продаже 96-й бензин по 90 тенге. Лампочка уже горит, до следующего города не дотянем. Заправляемся 96-м.

В целом, на большей территории Казахстана наблюдается странный для русского человека феномен: все АЗС можно разделить на две группы. В первой «КазМунайГаз» и «Гелиос». Здесь 92-й бензин стоит 67-72 тенге за литр. В некоторых районах Казахстана эти заправки редки, а на «КазМунайГазе» бензин продается только по талонам. Зато рядом полно заправок с 92-м бензином по 80-85 тенге. Такое впечатление, что они же и выкупают весь бензин у «КазМунайГаза», который, почему-то, не может продавать бензин дороже сам. Ну и разумеется, у каждой заправки «Гелиос» и «КазМунайГаз» длинная очередь, а у прочих заправок никого.

После Казалинска дорога идет вдоль реки Сырдарья, вокруг много зелени, небольших озер, на которых рыбачат местные мальчишки, рядом пасутся лошади. Предыдущей ночью мы так и не остановились нигде ночевать, на этот раз свернули уже часов в 12 вбок на какую-то грунтовку и уснули в машине метрах в 30 от дороги, предварительно повоевав с местными комарами.

Наутро мы решили воспользоваться припасенной газовой горелкой и позавтракали с большим удовольствием классической походной гречкой с тушенкой. Попутно напоили водой из подмосковного родника местных мальчишек, возвращавшихся пешком по шоссе с рыбалки. Вода эта с нами путешествовала из подмосковного родника близ деревни Абрамцево аж до Иссык-Куля, пока не закончилась. Позавтракав, подъехали к проходящему вдоль дороги большому каналу Сырдарьи с целью помыть машину и тут видим картину: с нашей стороны к воде подходит прилично одетый мужчина. Возвращается с работы, живет на противоположном берегу. Жена встречает его с работы на лодке. Вот так тут живут, мосты тут редкость.

Следующий город Кызыл-Орда почти не запомнился: маленький, пыльный, заблудились в нем слегка. Есть мечеть с синими куполами, красивая колоннада, восхваляющая заслуги Назарбаева.

Так как наш автомобиль с российскими номерами все чаще привлекает внимание инспекторов ДПС, приноровились проезжать посты и засады ДПС «методом КамАЗа»: подъезжаю вплотную к впереди едущему автомобилю (дистанция метра два), мент не успевает увидеть мои номера. Реально действовало и экономило время. Так как самый распространенный автомобиль тут КамАЗ, да и едет он медленно, часто утыкаешься в него, то так и назвали этот метод. Забавно в зеркало заднего вида потом видеть растерянного инспектора, смотрящего нам вслед и расстроенного, что не удалось подзаработать.

В этот день меня очень много раз останавливали гаишники. Не буду перечислять все случаи, но так как я ничего не нарушал, им ничего от нас не перепало, хотя некоторые откровенно просили «на чай».

По дороге от Кызыл-Орды до Туркестана мы, изучив карту, решили посвятить время на осмотр пустыни Кызылкум. Свернули с трассы на Беш-арык, проехали мимо него, пересекли Сырдарью по мосту и оказались в селе Келинтобе. На одной из улиц наше внимание привлекла колонка, из которой непрерывно текла вода, остановились. О, чудо! Вода течет теплая, как дома в душе! Да еще и самотеком. Умылись с большим удовольствием под удивленные взгляды местных жителей. Я думаю, по разбитым улочкам этой деревни редко ездят автомобили с иностранными номерами.

Выехали из села по грунтовкам в юго-западном направлении и через некоторое время, преодолев по мостам несколько арыков, оказались на просторах Кызылкума. Тут без компаса или GPS можно и заблудиться… где-то далеко за песками Узбекистан.

Едем по какой-то грунтовке вглубь, вокруг всяческие кусты, сухая трава, жара стоит невыносимая. Я за рулем, тем временем Юля высунулась по пояс из люка, любуется бескрайними просторами, снимает наш путь на видео. Вдруг впереди пробегает заяц, но сфотографировать его не успеваем. Дорога приводит нас к развалинам крепости, изучаем ее. Всюду бесчисленное количество нор грызунов. Передвигаемся пешком аккуратно, встретиться тут с какой-нибудь змеей не очень хочется. От крепости остались только массивные глыбы — остатки стен. О том, что это была крепость, мы узнали позже от местных. Вообще, не очень понятно, кому тут нужно жилище: сушь, жарища, река далеко.

Отъезжаем недалеко от крепости, вдруг впереди на дороге видим какое то непонятное косолапое существо, стремительно убегающее от нас прямо по колее грунтовки. Мы едем за ним, не спеша. Животное почему-то не догадывается свернуть куда-нибудь вбок, ведь наши с ним шансы на дороге не равны. Видимо, устав, ящер прячется под куст. Подъезжаем поближе и видим, что убегал от нас варан: большая полосатая ящерица. Фотографируемся с ним во всех ракурсах, он вроде не возражает, но близко подходить к нему что-то не хочется.

Попрощавшись с ящером, движемся дальше по грунтовке, которая должна нас привести к другому выезду из пустыни. Так и вышло: дорога эта соединяла развалины крепости и настоящий оазис!

Среди бескрайней суши озеро, вокруг него деревья, домики и горячий артезианский колодец — главная местная достопримечательность. Колодец этот оборудован для купания, находится внутри небольшого домика. Возле колодца кучковалась компания казахов, мы решили спросить у них, как проехать отсюда на основную трассу. Безусловно, они были удивлены нашей машине, выехавшей неожиданно из пустыни. Не менее они удивились нашей «карте», представлявшей собой не лист бумаги, а светящийся шайтан-прибор (ноутбук).

Мужики вообще оказались нормальные, дорогу подсказали, но при ближайшем рассмотрении оказались слегка пьяны и теоретически могли представлять для нас опасность ввиду отсутствия тут цивилизации, но все обошлось хорошо.

Обратно выбираемся из пустыни уже через соседнее село Тогускен. Здесь вблизи Сырдарьи целая сеть арыков, процветает скотоводство. Между арыками земля влажная, всюду заросли высокой травы. Местные жители косят эту траву, кормят коров, лошадей. На пути из пустыни в Тогускен подбираем пассажиров до села: двух местных женщин и одного мужчину, возвращающихся с работ в поле.

Никакой транспорт тут не ходит, добираются все пешком, либо подвозят друг друга. Пассажиры попались плохо говорящие по-русски, но видно, что они в восторге от того, что в машине прохладно.

В Тогускене пассажиры благодарят нас за подвоз и приглашают на чай, а также показывают в центре села горячий артезианский колодец. Здесь все серьезно: напор гораздо мощнее, чем в предыдущем селе, кран выглядит как душ. С большим удовольствием помылись под этим душем прямо посреди села вместе с местными, вымыли машину. Вообще, люди очень приятные тут, гостеприимные… ведро одолжили. Особенно забавно смотрелась Юля в купальнике с мочалкой посреди казахского села. Как выяснилось позже за чаем, местные женщины приходят сюда мыться после наступления темноты.

Чистые, свежие и довольные жизнью, захватив с собой российских конфет, отправляемся пить чай к своим недавним пассажирам.

Так как основное занятие тут скотоводство, двор представляет собой вытоптанный разными домашними животными пятачок, обнесенный забором из прутиков. Нас проводят в гостиную. Рассаживаемся на полу на специальных ковриках вокруг стола на маленьких ножках. В одном углу стоит телевизор, в противоположном печь, вот и весь интерьер. Во главе стола стоит самовар, вместе с нами за столом маленький серый котенок. Нас угощают салатом, самодельным маслом и карамельками. Мы угощаем подтаявшими на жаре шоколадными конфетами. Так как русский язык знают не все, а мы ни слова не знаем по-казахски, одна из женщин все время выступает переводчиком. Поговорили о пустыне, о животных, об их нелегкой жизни. Оказывается, в пустыне водятся шакалы, но мы их не видели.

Попрощавшись с нашими новыми друзьями, отправляемся в дальнейший путь. Почему-то в этот момент нам в голову пришла неудачная мысль проехать в Туркестан не по основной трассе, а по правому берегу реки Сырдарья. Судя по карте 20-летней давности, мы можем перебраться через реку обратно возле Туркестана по мосту или на пароме, решили попробовать. Уже в сумерках мы приехали к тому месту, где когда-то давно был паром. Но, увы, в последние годы он сломан и не сможет нам помочь переправиться. Жаль, паром сэкономил бы нам 60 километров пути. Что ж, еще тут недалеко должен быть мост… но, говорят, дорога к нему с этой стороны очень плохая, да и уже совсем темно.

Сопоставив расстояние и качество дорожного покрытия, принимаем решение вернуться назад и поехать нормальным путем. Асфальт на этой местной дороге очень опасен: он довольно гладкий, но в некоторых местах есть очень глубокие волны, в итоге передним амортизаторам пару раз достается.

Туркестан проезжаем уже ночью, на ночевку останавливаемся снова в машине где-то посреди степи. Пытались найти какую-нибудь тень, но деревьев обнаружено не было. Эх,… уже третья ночь не как у людей. Зато завтра мы, наконец, достигнем Киргизии!

Утро снова наступает из-за жары с восходом солнца. Снова дорога, снова навязчивое Жол Полициясы. Едем через какое-то село, за рулем Юля. Я еду почти лежа, развалившись в пассажирском кресле. Нас останавливает какой-то низкорослый казахский «полицияс». Подходит к машине, с удивлением разглядывая блондинку за рулем. У них тут женщины дома с детьми сидят, а машины водят мужчины. При приветствии у них тут принято пожать руку водителю, наш инспектор немного в замешательстве, видимо, не решил еще как себя вести с женщиной-водителем. Здоровается с Юлей, берет в руки документы и тут видит в салоне меня. О, аж весь просиял! Идет ко мне пожать руку. Традиционно расспросил нас о маршруте, поискал какие-нибудь нарушения, ничего не нашел, попросил денег просто так, ничего не получил и ушел немного расстроенный.

На нашей старенькой карте путь наш лежит через Чимкент (теперь Шымкент). Оказывается, можно срезать дорогу по объездной, что мы и делаем. Находим чудесную заправку «Гелиос» с нормальным 93-м бензином по 67 тенге. Заправляемся тут по-максимуму. На заправке полно машин. Меня спрашивают: а это российские номера, да? (до границы с Россией тут тысячи полторы, да и то дороги-то нет в районе Иргиза, российские машины редкость тут). А почему так много цифр? Объясню им, что «199» — это принадлежность к региону «Москва», вокруг собралось несколько ждущих своей очереди водителей, слушают меня с интересом.

Отъехали недалеко от заправки, останавливает нас снова «ЖоПошник» (читай, доблестный инспектор ДПС). Тут у них целый кордон: несколько «Газелей», человека четыре самих инспекторов с красными палками. Сразу скажу, этот капитан ЖоПо оказался самым вредным и нудным из всех должностных лиц Казахстана и Киргизии, которые нам повстречались за всю поездку.

Посмотрев документы, он заявил, что, якобы, наш полис ОСАГО не есть полис обязательного страхования, а всего лишь полис добровольного страхования, что полтора месяца назад вышло какое-то распоряжение, согласно которому наш полис не позволяет нам ездить по дорогам республики. Напомню, полис мы приобрели прямо на границе. Сам полис выглядит точно так же, как российский аналог, в нем черным по белому написано «полис обязательного страхования … ». На мой вопрос, по какому критерию он определил необязательность моего полиса, инспектор заявил, что «цена у него в десять раз меньше, чем должна быть!» Мое замечание о том, что и срок страхования у меня всего 15 дней, что в 24 раза меньше, чем у местных, он почему-то не воспринял.

Согласно казахскому КоАП за езду без полиса ОСАГО положен штраф в 1 273 тенге. Если предположить, что инспектор прав, по моим представлениям, ему следует выписать мне квитанцию для оплаты штрафа. Он же, ссылаясь на какую-то неизвестную ни ему, ни мне норму закона, собирался забрать у меня права, выписать мне времянку и направить мои права по месту моего жительства. На законный вопрос, на каком основании он собирается так действовать, он ответить не смог, я ему принес распечатанный мною заранее из интернета КоАП республики Казахстан и предложил показать мне, где написано, что ему следует изъять мои права. На это он ответил, что не знает, где это написано, предложил мне найти, где написано, что он не должен этого делать, чем очень сильно меня рассмешил.

К спору подключилась Юля. Около 30 минут мы ему втолковывали, что полис наш настоящий, что нет никакого события административного правонарушения, что он поступает незаконно. В итоге он заявил, что с женщинами вообще не разговаривает, а права мне вернул, как только Юля отошла в сторону. Видимо, инспектор понимал, что неправ, но считал унижением согласиться с этим.

В конечном счете, мы уехали без потерь, но взбешенные его наглостью и расстроенные от того, что столько сил и нервов потрачено на идиота в погонах. И, замечу, это был капитан, самый высокопоставленный мент, остановивший нас на дорогах Казахстана. Кстати, в машине у него лежала целая стопка разных страховых полисов с приколотыми к ним правами. Мы, видимо, взяли его упрямством и своей грамотностью.

Тем временем пейзаж за окном стал меняться: равнинная степь уступила место гористой местности, все также выжженной солнцем. Здесь уже встречаются небольшие ручейки в оврагах, земля используется для земледелия, постепенно становится немного зеленее. Вскоре на горизонте выросли горы с полосками снега наверху, видимо, хребты Угамский и Таласский Алатау. Дорога постепенно забирает все выше в гору. Справа в овраге нас сопровождает речка Арысь. Примерно в районе села Высокое остановились возле речки умыться. Вода холодная, вроде довольно чистая.

Освежившись, едем дальше в направлении последнего крупного казахского города на нашем пути в Киргизию — Джамбула (или Жамбыла). Часто возле дороги встречаются забавные статуи. Вот сидит огромный орел, дальше болезненно желтые рабочий и колхозница в синем одеянии. Примечательно, что сделаны они из камня и довольно неаккуратно покрашены. Бронзовых статуй как у нас тут нет.

Джамбул оказался местным «Чернобылем». Со всех сторон коптят трубы, рядом с городом гигантская рукотворная гора белого цвета (фосфор?). Наверное, производят тут разные химикаты. Рядом с химической горой симпатичного вида голубое озеро, но что-то не возникает желания в нем искупаться, несмотря на жару. Поскорее уезжаем подальше отсюда.

Встречаем по дороге небольшой аэродром с бело-голубыми кукурузниками, соревнуемся с поездом дальнего следования, который едет по своей дороге, идущей параллельно нашей. Уже долго справа лысые высокие горы желтого цвета, а слева просто степь. Вот снова статуя: на этот раз солдат, возвращающийся с войны домой.

Возле села Меркi покидаем трассу Шымкент — Алматы, до Бишкека 124 км. Эх… мы почти сделали это! Буквально чуть-чуть и мы достигнем цели.

На этот раз таможню мы прошли небыстро, нехорошие дяди в погонах очень хотели, чтобы мы поделились с ними своими сбережениями, мы же упрямились и всячески сопротивлялись. В результате на киргизской стороне я заплатил 300 руб. какому-то капитану таможни, который оказался единственным должностным лицом Казахстана и Киргизии, сумевшим нас раскулачить. Ну, теперь обо всем по порядку.

Оформление документов на таможне проходит стандартно, никаких проблем не возникает. Всяческие разводки обычно начинаются при досмотре автомобиля. Казахские таможенники принялись очень тщательно обыскивать автомобиль, заглядывая во все бардачки, кармашки в двери, в сумки. В итоге упорному сыщику попадается на глаза один из газовых баллончиков. Он заинтересованно разглядывает его и вдруг совершает очевидную глупость: прыскает им себе под ноги на асфальт.

Баллончик перцовый, стреляет не струей, а как спрэй. Видимо, часть перца попадает ему на ботинок, и он начинает сам от себя убегать. Смотрелось забавно. Баллончик мне потом отдали, видимо, они сами не знают, можно или нет его провозить через таможню, но им самим он не нужен.

Вроде бы досмотр окончен, но не тут то было. Подходит ко мне какой-то низкорослый толстенький капитан усталого вида и просит показать ему документы. Представляется «самым главным тут». Смотрит документы и спрашивает, почему я не положил туда денег для него. Совсем обнаглел, видимо, и впрямь старший. После непродолжительного разговора понимает, что денег ему от меня не добиться, загоняет меня на дополнительный осмотр. Тут приходит уставшая ждать меня Юля, прошедшая таможню быстро как пассажир, сует ему под нос свое волшебное удостоверение и заявляет, что он ничего запрещенного не найдет и денег от нас не получит, и нечего зря на нас время тратить. Толстячок осматривает какую-то одну сумку и отпускает нас.

Все, Казахстан, до свидания! Скоро встретимся с тобой снова, когда поедем домой. На киргизской стороне нас встречает шлагбаум и тощий, очень высокий киргиз. Снова оформление документов, въехать на территорию таможни пока нельзя. Проходим паспортный контроль, получаем штампы о въезде в Киргизию. Высокий таможенник проводит осмотр автомобиля довольно быстро, денег не просит, открывает нам шлагбаум. Въезжаю на территорию, мне показывают жестом, чтобы я проезжал дальше. Проезжаю насквозь и въезжаю на территорию Киргизии, миновав второй выездной шлагбаум.

Тут меня с территории таможни зовет какой-то дед и говорит о том, что необходимо еще оформить декларацию, что за ее отсутствие меня будут наказывать гаишники. Ладно, давайте оформим. За декларации отвечает капитан, сидящий в отдельном домике. Вот тут-то и подвело меня незнание тонкостей киргизского законодательства, да еще усталость от всяких гаишников-таможенников за этот день. Капитан заявил, что оформлять ее он не будет бесплатно, что это стоит 500 руб. На мой вопрос о необходимости этой бумаги он ничего толкового ответить не смог. Так как уж очень хотелось поскорее разделаться с этими таможенными формальностями, дал ему 300 руб. Вообще за все время пребывания в Киргизии менты меня остановили всего один раз, на декларацию эту посмотрели, но ничего не сказали. Установить, нужна ли она, я так и не смог.

Закончив с декларацией, направляюсь на выход к своему автомобилю. По дороге ко мне подходит какой-то тип в гражданском и начинает приставать: а вы куда идете, а где ваша машина? Я, не останавливаясь, отвечаю ему что-то короткое, чтоб отстал. Он обижается, что я с ним недоброжелательно разговариваю и начинает наезжать, что я неправильно себя веду с должностным лицом, сунув мне под нос какую-то корочку. Что-то вроде «транспортная инспекция». Ладно, говорю, инспекция, что тебе надо? Оказывается, он должен был сверить мой vin-номер, удостовериться, что машина не ворованная. А теперь за то, что я проехал сквозь таможню и не остановился, дескать, я ему должен заплатить штраф. Шутник. Я ему посоветовал сходить к капитану в домике, чтоб тот с ним поделился, сказал, что все свои деньги я отдал ему. Товарищ инспекция расстроился, но от меня отстал.

На счастье, это было последнее испытание, и мы, наконец, едем по Киргизии! Ура! Если сказать точнее, мы еле плетемся по Киргизии. Дорога от границы до Бишкека является главной улицей всех поселков, расположенных на запад от столицы. Населенные пункты разрослись и сомкнулись, приходится всюду ехать 60.

Согласно киргизскому КоАО (аналог нашему КоАП), наказание предусмотрено не как у нас: за превышение скорости от 10 до 20 км/ч и выше, а просто — за превышение до 20 км/ч. То есть, поймав меня за скорость 61 км/ч, инспектор может оштрафовать меня на 150 сомов (100 руб.). Вроде и штраф небольшой, ну уж очень надоели эти споры с должностными лицами, так что еду, как пенсионер. Вообще, большинство автомобилей местных едут также медленно.

В Интернете на казахских форумах, да и не только там, полно высказываний обиженных автомобилистов, которых в Киргизии останавливает каждый инспектор просто за то, что у них неместные номера и требует денег, даже если нет никакого нарушения: просто за проезд по их территории. Мы были готовы к тому, что останавливать нас будут постоянно. Некоторые пишут на форумах, что в Бишкек вообще лучше не въезжать на собственном автомобиле: достанут гаишники, обязательно попадете в аварию и т.д. К счастью, все это полнейшая чушь! Нас за пять дней остановили только один раз, аварийная обстановка возле нашего автомобиля не возникала ни разу. Сделанное для поездки КАСКО не пригодилось. Правда, для того, чтобы понять все это и начать спокойно ездить, не пугаясь каждый раз, увидев на горизонте мента, нам понадобилось дня три.

Итак, едем, до Бишкека совсем чуть-чуть. Вот на горизонте показалась и первая засада. Разглядев наши номера, с радостью останавливают. Автомобиль ДПС окружили аж четыре мента. Традиционно расспросили меня, куда мы едем, откуда. Наказать нас не за что, так что отпускают с миром.

Ну, думаем, так мы долго будем ехать… останавливаться в каждом населенном пункте, да еще ехать в режиме 60-40-60. Вот видим впереди еще одного субъекта с красной палкой в белой форме ГАИ. Стоит он сразу за перекрестком. Тут возникает идея: поворачиваю направо, потом на параллельную улицу налево… выезжаем, немного поплутав, на главную уже метров через 500 после инспектора. Пожалуй, так быстрее, чем объяснять ему, откуда и куда мы едем… эх, жаль метод КамАЗа тут не работает: нет КамАЗов, да и едут все еле-еле.

Вдруг справа видим огромную вывеску: «МОСКВА району».

Москва? 4 000 км назад вроде была Москва… Чуть дальше нас встречает магазин «Пятерочка», заправки кругом «Газпром-Нефть»… и стоило ехать в такую даль, если тут то же самое? Шутка, конечно.

Наконец, Бишкек!

И дождь… выезжали в дождь и приезжаем тоже в дождь. Наступает вечер, устали, надо найти приличную гостиницу. В Бишкеке у нас довольно много дел: необходимо разыскать многих людей, связь с которыми оборвалась 42 года назад. Живы ли они? Найдем ли хоть кого-то? Все что есть — фамилии, примерные адреса, описания мест их жительства. Думаю, читателю будут не так интересны наши личные дела в Бишкеке. Скажу только, что за 2,5 дня мы сумели узнать все, что хотели. Кто-то умер, кто-то уехал из Бишкека, а их дети и родственники, оставшиеся тут и найденные нами, оказали нам очень теплый прием.

Выяснилось, что в период нашего пребывания в Киргизии на озере Иссык-Куль проходит саммит глав стран-участниц ОДКБ. Среди них и наш президент Медведев и казахский Назарбаев и многие другие. В связи с этим, на главных улицах Бишкека очень много милиции. Инспекторы ДПС также встречаются. Вопреки нашим ожиданиям, на наш автомобиль с российскими номерами никакого внимания они не обращают.

В Бишкеке ночевали мы две ночи. Забавно происходил поиск гостиницы. У нас с собой была распечатка карты Бишкека, скачанной заблаговременно из Интернета. В углу этой карты была реклама гостиницы «Достук». Так как других гостиниц мы не знали, решили для начала приехать туда. Нашли гостиницу без труда.

С виду большой, построенный еще при советской власти, отель. Посмотрели номера, не очень понравилось: совок, провода какие-то торчат, на балконе лежат кирпичи (в номере «люкс»), хотя цена неплоха. Поднимаясь и спускаясь в лифте, видим рекламу: посетите «Dostuk club hotel»!, адрес: ул. Мира, д. 429-б. Решили, что попробуем найти этот «Достук клуб хотель», а может и еще что-нибудь. Поездили по городу, посмотрели еще одну дорогую гостиницу, за ночь тут хотели слишком много для нас, решили, что все же переночуем в Достуке. Снова поднимаемся на лифте, снова видим эту рекламу. Смотрим снова какие-то номера, снова спускаемся в лифте, опять видим эту рекламу «Клуб хотеля», и только тут понимаем, что чтобы в него попасть, достаточно нажать в лифте кнопку 5 этажа! Видимо, сказывается усталость от дороги, уж очень долго это до нас доходило. Клубный отель «Достук» занимает пятый этаж отеля «Достук» целиком. Здесь уже евроремонт, красиво все, свой рецепшн. Нам предложили стандартный номер за 128$. Номер с огромной двуспальной кроватью, плоским телевизором на стене, отличным ремонтом, в общем, понравился. Так как время уже было 12 часов ночи, а расчетный час 12 часов дня, предложили им 64$ за половину суток. На удивление, администратор сразу же согласился, хотя только что хотел в два раза больше. Вот так мы обрели дом в Бишкеке.

Утром мы выехали из гостиницы, думая, что управимся за день со всеми делами и уедем, но не вышло. Вечером мы снова приехали в Достук, заплатили свои 64$ и снова остались очень довольны.

Город Бишкек произвел на нас очень приятное впечатление: зеленый, уютный. Из-за недостаточной разметки на дорогах движение немного хаотичное, но вождение проблем не доставляет. На юге над городом возвышаются массивные горы. В центре города красивая площадь Ала-Тоо с фонтанами, ночью все красиво подсвечивается. Здесь же развевается гигантский государственный флаг, охраняемый двумя часовыми.

Дальнейший путь наш лежал к озеру Иссык-Куль. Выезжали мы из города уже за полночь, закончив все свои дела в городе. В это время дорога была почти пустая, ДПС не встретили ни одного, даже на постах все спали. По дороге встретился населенный пункт с названием «Люксембург», совсем маленький, дорога, правда, почему-то в нем неевропейского качества.

Озеро Иссык-Куль находится на высоте 1 605 м над уровнем моря. Дорога из Бишкека идет через ущелье, плавно набирая высоту, асфальт вполне сносный.

В Балыкчи (бывшее Рыбачье) приехали к рассвету. Юля уже давно спала на пассажирском сиденье, я уже засыпал на водительском. Увидев первую же грунтовку в сторону озера после Балыкчей, сворачиваю туда и подъезжаю к озеру, проехав сквозь открытый шлагбаум. Оказываемся прямо возле пляжа.

Рядом несколько домов, две какие-то женщины купаются, в целом довольно безлюдно. Понимаю, что после бессонной ночи в дороге на озеро дальше ехать нереально, откидываю сиденье назад и тоже засыпаю.

Примерно через полтора часа просыпаемся оттого, что кто-то стучит в окно. Черт, поспать не дают! Открываю окно, что надо? Передо мной стоит толстая тетка в большой шляпе и с каким-то журналом. Вместо «доброго утра» она выдает: «Плати 50 сом за парковку!» Ага, щасс… надо было предупреждать, что тут парковка платная, да и вообще нечего пособничать бизнесу а-ля Остап Бендер. Приходится совсем проснуться и уезжать отсюда. Но тут нас ждал неприятный сюрприз: шлагбаум-то закрыт на замок! В общем, разозлила нас эта тетка. Шлагбаум находится по дороге примерно в 200 метрах от пляжа. Тетка в шляпе, наверное, стоит там и думает, что мы к ней вернемся и скажем: «Выпустите нас, пожалуйста, вот Вам 50 сом!» Ну, уж нет. Осматриваю окрестные кусты с точки зрения возможности объезда шлагбаума, но, увы, ничего не получится. Тогда осматриваю сам шлагбаум и вижу, что замок с одной стороны соединен с железной цепью, привязанной к колышку с помощью проволоки. А тут как тут и плоскогубцы нарисовались у меня в руках. Спустя минуту диверсия была уже близка к завершению, но тут, как назло, с той стороны приехала машина и захотела въехать сюда. Соответственно, пришлось прекратить безобразничать и ждать, пока тетка сама откроет им шлагбаум.

Вновь прибывшие, конечно, не хотели долго ждать и пошли ее искать. Один из новых гостей этого горе-пляжа был чертовски пьян и вместо того, чтобы также приложить усилия к розыску тетки в шляпе, стал приставать к нам: дескать, у меня день рождения, дайте мне 2 сома. (1 руб. 40 коп.) В ответ мы ему в шутку предложили 2 сома в том случае, если он откроет нам шлагбаум. Он подергал шлагбаум, понял, что 2 сома ему будет заработать сложно, тогда его осенила новая идея. Он вытащил из кармана абрикос и предложил нам его купить у него за 50 сом! Шутник…, посмешил нас.

Тем временем, нарисовалась тетка в шляпе. Так как впустить новых гостей, не выпустив нас, было невозможно, ей пришлось все-таки отпустить нас на все четыре стороны, так и не добившись платы за стоянку.

Так и не выспавшись, поехали мы искать себе гостиницу где-нибудь на берегу озера. Ехали мы по северному берегу. В связи с саммитом пришлось задержаться в одном месте и пропустить картеж кого-то из президентов.

Покатались на лошадях в одном из туристических ущелий.

Вообще, озеро Иссык-Куль нас, честно говоря, немного разочаровало. Во-первых, с эстетической точки зрения. Да, чистая вода, горы… ну и что? Например, озеро Рица в Абхазии, на мой взгляд, гораздо живописнее. Где обещанные голубые ели? Оказывается, в ущельях, да и никакие не голубые, а простые зеленые. Лично мне больше нравится, когда горы и вода рядом, а тут от гор несколько километров до берега, да и горы сами лысые совсем. Может быть, нам следовало ехать по южному берегу, может быть там самая красота?

Ну а цены тут… просто безумие какое-то. Например, в Адлере мы в прошлом году в мае жили в мини-гостинице за 600 руб. за двоих в хорошем, чистом двухкомнатном номере. В Крыму все стоит совсем дешево. По дороге в городах мы останавливались в хороших номерах по 1 500-2 000 руб. в сутки. Тут же даже за 100$ мы не могли найти ничего достойного. Либо все выглядит так, что даже подъезжать близко не хочется, либо цена какая-то совсем фантастическая: 6 000+ за номер в сутки. Даже в Европе цен таких нет, а тут, на краю света, где отдыхающих в сто раз меньше, на мой взгляд, все должно стоить как минимум в 10-15 раз дешевле…

В общем, обидевшись на цены в районе Чолпон-Аты, мы поехали дальше на восток. И приехали в итоге в Каракол, где и остановились в самой хорошей, по словам местных, гостинице за 2 500 руб. в сутки в номере люкс. Ничего, конечно, звезды на две потянет. Душ только не очень хорошо работает, и свет иногда выключают, но ничего лучше тут, кажется, нет. Зато вид в окно чудесный: горы, заснеженные вершины.

Неожиданно Юля заболела: поднялась температура. Возможно, сказалось изменение климата, высоты над уровнем моря. Попробовали воспользоваться местными медицинскими услугами: потолкались в поликлинике и, так и не попав на прием, вернулись домой, вызвали врача. Вообще, поликлиника в Караколе чудная: одновременно и детская, и взрослая. Народу полно внутри, какой-то хаос, непонятно, кто к какому врачу идет и зачем. Обрадовало то, что в здравоохранении в Киргизии царит коммунизм: медицинские услуги бесплатные даже для нас. Врач приехала к нам в гостиницу на «Скорой помощи», послушала Юлю, померила давление. Диагноза никакого поставить не смогла, оказала «медицинскую помощь» в виде укола, просто сбивающего температуру. В общем, когда будете в Караколе, лучше не болейте, не факт, что тут помогут поправиться.

Двое суток мы отсыпались в Караколе, Юля постепенно поправлялась. И вот, поблагодарив хозяев гостиницы, отправляемся на южный берег купаться, погода хорошая. Нашли хорошее место для купания километрах в 20 от Каракола. Свернув с асфальта, подъезжаем по грунтовке к берегу, преодолев попутно песчаную яму. Переоделись, собираемся искупаться. Видим, как по нашим следам за едет к нам старенький «VW Passat». За рулем толстячок из местных, в салоне сидят три очень больших тети. Водитель решает проехать к нам, но ему не удается проехать эту песчаную яму, он в ней благополучно закапывается. Приходится отложить купание и с помощью нескольких отдыхающих вытолкать «Фольцваген» обратно на дорогу.

Искупались с удовольствием, вода чистая, но прохладная, начался небольшой дождик.

Этим вечером мы собирались выехать из Киргизии. Возвращаться обратно той же дорогой скучно, так что едем на восток в направлении границы с Казахстаном в районе поселка Кеген. Кроме того, Интернет рекомендует покидать Киргизию именно через эту таможню во избежание лишних проблем.

Прежде чем уехать, решаем посетить живописное ущелье возле поселка Жети-Огуз. Жаль, что уже вечереет, было бы здорово здесь провести больше времени. Дорога идет внизу, периодически пересекая речку по маленьким деревянным мостикам, очень красиво вокруг. Есть водопад, но мы так его и не увидели. Въезд сюда платный — 150 сом. У нас же сомы почти закончились, мы заплатили сто руб.

На обратном пути возле скалы Семь быков остановились купить мед.

Торгуемся с продавцом, вдруг возле нас тормозит экскурсионный микроавтобус, и к нам бежит парень (лет 25) с восторженным возгласом: «Ребята, привет! Как вы сюда доехали?!» Оказалось, земляк, прилетел с друзьями из Москвы. Уж очень был удивлен, увидев автомобиль «199 rus». Пообщались с ними, купили около десяти кг горного меда (дешево, цена примерно 170 руб. за кг), отправились дальше.

К сожалению, здесь сломался наш фотоаппарат, причем на этот раз, возможно, навсегда. Жаль, ему уже лет пять, побывал вместе с нами в стольких интересных местах… Что ж, попробуем починить его в Алма-Ате. С этого места пришлось фотографировать на телефон. Хорошо хоть прогресс дошел до того, что фотографии получаются вполне приличные.

Ущелье это — самая дальняя точка нашего путешествия, отсюда мы уже едем в сторону дома. И жалко, что поворачиваем обратно, и домой уже немного хочется.

Поужинав в Караколе, направляемся в сторону Кегена. Дорога на границу начинается от поселка Тюп, идет на восток. Дорогу эту начали ремонтировать, первые километров 15 мы ехали по чудесному новому асфальту. Но все хорошее, как обычно, быстро закончилось, и вот мы трясемся по старому разбитому грейдеру. Ночь, встречного транспорта почти нет. Вскоре и деревни на дороге закончились, темнота, только свет наших фар. Дорога постепенно забирает все выше и выше в горы. Иногда включаем навигатор, чтобы узнать нашу высоту над уровнем моря. Карт Казахстана и Киргизии в нем нет, поэтому подсказать нам, где мы, он не в состоянии. Едем медленно и очень долго, дорога совсем плохая, да и не едет никто кроме нас по ней в такое время. Вот еще и дождь полил.

Обе границы мы прошли очень быстро, кроме нас был только один местный УАЗик, он проехал вообще за две минуты. Нас почти не досматривали, все время ушло только на заполнение бумажек. Мы очень обрадовались этому обстоятельству, так как по информации в Интернете и, по словам таможенников с другого КПП (где мы въезжали), весь транспорт из Киргизии в Казахстан досматривают очень долго и тщательно из-за наркотрафика. Рекомендую всем путешественникам выезжать из Киргизии именно тут. Хоть дорога дальше и хуже, зато нервы сэкономите, да и, возможно, время тоже.

Снова Казахстан. Снова 110 км/ч по трассе. Снова степь.

Идея доехать в ту ночь до Алматы оказалась невыполнима, снова уснули где-то на полпути в степи в машине. Уже позже узнали от милиции г. Астаны о том, что проезжали мы той ночью через очень красивый каньон, где снимались многие фильмы. Жаль, что мы этого не знали, заночевали бы прямо там, чтобы полюбоваться им утром. Действительно, дорога шла странно: сначала прямая по степи, потом 14 км серпантина, потом снова степь. Как будто преодолели большую ступеньку.

Алма-Ата (Алматы) понравилась. Большой низкорослый город у подножия гор. Самый распространенный автомобиль — Toyota Land Cruiser, стоит он тут вроде не так дорого, как у нас. Город зеленый, уютный. Чувствуется, что город древний.

К сожалению, починить фотоаппарат нам не удалось. После долгих поисков удалось попасть к специалисту, он поставил ему страшный диагноз «Замена матрицы с объективом». Теперь вот выбираю новый фотоаппарат…

В Алма-Ате у нас возникла проблема: выяснилось, что часть денег, которые должны были быть в нашем распоряжении на банковской карте, отсутствуют из-за задержки премии на работе. Неприятно, так как мы на эти деньги рассчитывали. Посчитав остатки, поняли, что даже если вообще не останавливаться в гостиницах и не есть, нам не хватит на бензин до Москвы. Пришлось просить друга перевести деньги на нашу карточку, благо есть, кого попросить. Перевод удался, но банк объявил срок перевода денег — три дня, так что пока придется экономить.

Распрощавшись с Алма-Атой, берем курс на Астану, Балхаш. Дорога хорошая за исключением нескольких ремонтируемых участков. Снова едем по степи, обгонять одно удовольствие. Примерно в 100 км после Алматы снова пришлось общаться с ЖоПо. Дело было так: впереди развилка, мне на ней налево на Астану. До развилки метрах в 100 стоит знак ограничения скорости «90». Соответственно, притормаживаю, ухожу налево и начинаю снова разгоняться. Дорога после развилки идет вниз налево, впереди большая низина, в которой стоит автомобиль ЖоПо. Издалека его не видно из-за бугра слева. Но я вроде ничего не нарушаю, а меня почему-то тормозят.

Разговор состоялся очень забавный. Он мне показывает видеозапись, на которой я еду 102 км/ч. Я ему говорю:
— Тут разрешено 110 км/ч.
— Как 110?! Знак же стоит 90!
— Так ведь знак стоит до перекрестка! Зона действия знака распространяется до перекрестка, начала или конца населенного пункта.
— Это где? В России? У нас зона действия знака во-о-о-о-н до того бугра! (показывает пальцем на горку, куда дальше дорога идет). Там заканчивается опасный участок.

Tут я не смог сдержать смех после такого заявления. Ладно бы еще на том бугре стоял знак «конец действия ограничения скорости 90 км/ч», тогда хоть была бы какая-то логика в его заявлении, но там просто дорога, уходящая в даль. Заявляю ему, что я адвокат (только что придумал) и лучше знаю правила дорожного движения, предлагаю ему их показать (у меня в машине лежит распечатка ПДД из интернета). Тут он решил не спорить со мной и вернул документы.

Вообще на дорогах в Казахстане довольно часто встречаются нестыковки: например, стоит знак «Обгон запрещен», начинается тут же сплошная. Через какое-то время сплошная заканчивается, а знака «Конец действия знака "Обгон запрещен"» нет. Ближайший перекресток через 20 километров. Ясное дело, все обгоняют, но обгон остается запрещен. Такая ситуация сплошь и рядом. Еще распространен вариант: ограничение скорости 70 км/ч, действует 5 км. Через 500 м перекресток, за ним никакого дублирующего знака нет. Один раз видели просто фантастический знак «50 км/ч в течение 40 км». И это по хорошей дороге в степи! Предлагают следующие 48 минут плестись с такой скоростью. Даже сфотографировать хотели, но разворачиваться поленились.

В очередной раз заночевали мы в степи. В надежде поспать подольше, припарковались под большим указателем «Балхаш — 44 км», но направление тени от него не совпало с нашими пожеланиями, и мы снова встали рано.

Позавтракали дыней. Вдоль трассы Алматы — Астана дыни и арбузы встречаются в продаже очень часто. Как правило, торговцы захватывают одну из автобусных остановок на трассе напротив поворота на какой-нибудь населенный пункт. Сооружение остановки довольно крупное, под крышей стоят несколько кроватей продавцов, товар выставлен рядом. Сами торговцы прячутся от палящего степного солнца в тени остановки. Вот такой самозахват.

Искупались в Балхаше. Вода в озере теплая, берег абсолютно безлюдный, волны как на море, вода не такая прозрачная как в Иссык-Куле, песок.

В городе Балхаш снова пришлось терять время на выяснение отношений с ЖоПо. Инспектор заявил, что я при повороте налево на 90 градусов «срезал угол», выехав, таким образом, на встречную полосу. Увидел это он в бинокль, находясь метрах в 200-300 от перекрестка дальше по ходу движения. Ради интереса я сел в его машину и стал смотреть на перекресток. Учитывая то, что дело происходило на равнине, мне было абсолютно непонятно, как с такого ракурса можно увидеть, выезжает ли машина на встречную полосу. Поворачивающую машину видно сбоку, разметку не видно совсем. Единственное, можно предположить, что если машина проезжает перекресток относительно быстро, значит, она срезала угол, и наоборот.

Вспомнив удачный опыт предыдущего общения с полицейским, я снова заявил, что я адвокат и «начал умничать», пытаясь добиться от него четкого объяснения моего нарушения со ссылками на законодательство. В спор также вступила Юля, предъявив свое удостоверение. Примерно минут пять ушло на то, чтобы убедить его, что с такого ракурса ему ничего не видно, тогда он со словами «не портите мне аппетит перед обедом своей болтовней» отдал документы, и мы отправились дальше.

Следующая наша цель — Караганда. Здесь мы вкусно пообедали в кафе «Метелица», которое выглядело совсем по-русски, похоже на наше «Елки-Палки». Тут возникла проблема: я заболел. Постепенно поднималась температура. К тому времени, как мы доехали до Астаны она зашкалила за 38, соответственно, нам обязательно нужно было остановиться в гостинице, чтобы нормально отдохнуть и выспаться, а денег, как я уже писал, у нас пока мало, надеемся на то, что банковский перевод до нас дойдет.

Между Карагандой и Астаной проезжали очередной «Чернобыль»: город Темиртау. Трубы дымят, открывать окна даже не хочется.

Проехав километров 30 дальше, видим, на обочине продают мед. Покупать его тут не хочется, но узнать, почем продают, интересно. Останавливаемся. Выясняется, что цена меда тут примерно 350 руб. за 1 кг. Спрашиваю продавца: «А у вас экологически чистый мед? Ведь пасека расположена вблизи экологически грязного Темиртау». В ответ узнаю, что экологически чистая зона начинается во-о-о-н от того рекламного щита! Оказывается, именно тут разрешено разводить пчел, а те, кто стоит на трассе ближе к городу, то есть за этим щитом, торгуют плохим загрязненным медом. К слову, там и не стоял никто.     Посмеявшись над услышанным, продолжаем свой путь домой.

К вечеру въезжаем в новую казахскую столицу — Астану.

На въездном посту ЖоПо нас останавливает взмахом руки сотрудник иммиграционной службы Казахстана. Проверив наши документы, он заносит наши данные в журнал, параллельно рассказывая о красотах каньона близ поселка Кеген, который мы проезжали ночью несколькими днями ранее, а также о красотах Астаны. Наверное, это был самый дружелюбный человек в форме за все наше путешествие.

Вот такую забавную урну мы увидели возле поста ЖоПо.

Гостиницу в городе мы нашли довольно быстро. Названия она не имела, звездности тоже. Однако в холле и в номерах оказалось очень мило. Вначале мы приехали туда, не имея тенге. В том районе города, где она находилась, почему-то отключили свет. Соответственно, гостиница погрузилась во мрак. Мы теряться не стали, надели на голову наши налобные фонарики и со словами «приютите уставших шахтеров!» подошли к регистрации. Там за стойкой при свече стояла девушка-казашка в медицинской повязке на рту. Зачем она ее носила, мы не выяснили, но осмотрели номер, осветив его своими фонариками.

В данной гостинице нас привлекала цена с учетом возможности оплатить за половину суток. Причем начало половины суток здесь считалось с момента заселения, а не с 12:00. Пока съездили в центр разменять деньги, свет в гостинице появился. Нас заселили в полулюкс, однако возникла проблема: нет горячей воды. Вообще она в гостинице есть, но из-за отсутствия света она то ли закончилась, то ли остыла. Кроме того, в номере почему-то не было белья. Вопрос с бельем решился быстро: нам его принесли почти сразу. Однако горничная заявила, что у нее много работы, поэтому она не может застелить нам постель, а самим делать это было просто лень, тем более живем не в стандартном номере. Стали требовать, чтобы она не увиливала от своих должностных обязанностей. Через какое-то время она сдалась со словами «Застелю, потому что вы москвичи! Своим ни за что не стала бы стелить!».

Вот интересная психология… неужели тут не принято отстаивать свои права? Или мы просто за время поездки привыкли все время что-то требовать. С водой оказалось сложнее: прождав два часа, мы легли спать, так и не попав в столь желанный горячий душ. В качестве компенсации, нам продлили нашу «половину суток» на два часа. Несмотря на мелкие неприятности, я могу посоветовать данную гостиницу как недорогой вариант ночлега в Астане. Заплатили мы всего около 1 000 руб.

На следующий день мы долго гуляли по городу и фотографировали новенькие казахские небоскребы.

Город красивый, современный. Немного не хватает обжитости новых районов.

Приятное впечатление осталось от организации движения в городе: в пробки не попали, асфальт хороший, встречаются хорошие современные развязки. Многие пешеходные переходы оборудованы системой предупреждения водителя: когда появляется человек на зебре, над знаком «пешеходный переход» начинают моргать яркие оранжевые лампочки.

Также повсюду в центре разбросаны средства автоматической видеофиксации нарушений ПДД. Представляют из себя желтый фотоаппарат со вспышкой на ножке. Ездили мимо него на разных скоростях, он фотографирует в том случае, если едешь быстрее 60 км/ч.

Насмотревшись на небоскребы, направляемся дальше в сторону Петропавловска. Дорога шикарная: шестиполосный автобан с отличным асфальтом.

За рулем Юля. И вот снова нас тормозят менты, притаившиеся в разрыве центрального отбойника. Инспектор вооружен не обычным в Казахстане фенообразным радаром, а современном агрегатом с возможностью видеозаписи. Скорость наша 123 км/ч.

Нарушение весьма спорное, так как все указатели и информационные щиты на данной дороге зеленые, на некоторых изображен знак «автомагистраль». Напомню читателю, в Казахстане ограничение скорости на автомагистрали 130 км/ч. Однако инспектор настаивает на том, что автомагистраль еще не достроена, поэтому разрешенная скорость здесь только 110 км/ч. Юля потребовала его показать видеозапись, но мент заявил, что он ее не сохранил! Таким образом, доказательств нашей вины также нет. Уже через пару минут едем дальше, а мент продолжает ловить лохов, готовых ему поверить и признать за собой несуществующую вину.

Хорошая дорога уходит довольно далеко на север от столицы, но, как и все хорошее, где-то заканчивается, переходя в стандартную двухполоску. Проезжая Щучинск, умудрились заблудиться и попетлять по нему, прежде чем смогли выбраться на трассу.

В очередной раз усталость и сон застали нас вдалеке от гостиниц где-то между Кокшетау и Петропавловском: традиционно сворачиваем на какую-то грунтовку направо и паркуемся метрах в ста от дороги. Пейзаж здесь уже очень похож на наш привычный российский: поля, деревья. Степь закончилась, вместе с ней закончилась и хорошая жаркая погода.

На следующий день, разменяв в Петропавловске последнюю нашу тысячу рублей, заправляемся под завязку на «Гелиосе» по 72 тенге (о такой цене теперь можно будет забыть, впереди граница нашей родины), завтракаем на сдачу в каком-то летнем кафе.

Все, теперь надежда только на денежный перевод, иначе застрянем где-нибудь в Челябинске. Петропавловск вообще очень похож на стандартный российский городок из глубинки. Казахов тут мало, надписи на русском, пейзаж как у нас. Последние 60 км казахских дорог пролетели незаметно, подъезжаем к границе. Впереди последнее таможенное испытание наших нервов.

Казахскую таможню прошли относительно быстро, несмотря на то, что перед досмотром нам заявили о том, что Киргизия — регион неблагополучный, досмотр будет долгим и тщательным. И тут же, отведя меня в сторонку, предложили за определенную плату провести досмотр быстро. Но, ясное дело, платить мы и тут никому не собирались, да и денег у нас совсем не осталось. Процесс досмотра ускорился сразу после Юлиного традиционного предъявления документа.

Российская таможня оказалась, на удивление, самой тормозной. Наши русские ребята вместо того, чтобы встретить нас с распростертыми объятиями и поздравить с возвращением на родину, долго настаивали на том, что нам следует все наши сумки вытащить из багажника и пронести через здание таможни через специальный просвечивающий прибор. Так как сумок у нас было много и народу также было немало, нам совершенно не хотелось отстаивать несколько раз очередь. Да и вообще хотелось бы видеть более доброжелательное отношение к собственным гражданам, а весь процесс более простым.

Дополнительно мы задержались из-за автобуса с большим количеством нерусских туристов, проходивших таможню одновременно с нами. В итоге, после долгих споров наши ксива, лень и упрямство победили, и нам так и не пришлось носить сумки.

И вот, десять дней спустя мы снова в России. За окном привычный пейзаж, дорога пустынна, держим курс на запад.

Первый областной центр на нашем пути — город Курган. И тут нас ждал сюрприз: сегодня тут день города! Всюду толпы местной молодежи, музыка, хот-доги продают по 25 рублей. Погода, правда, мрачновата.

В Кургане нас ждала еще одна приятная весть: наконец-то баланс на банковской карте пополнился, и мы снова сможем жить в гостиницах, есть в кафе и заправляться бензином. Прогулявшись по городу, снова продолжаем наш путь.

На выезде из города указатель предлагает нам на выбор Челябинск, Екатеринбург и Омск, выбираем первое, поворачиваем налево. Дальнейший путь до Челябинска и сам промышленный город ничем примечательным не запомнились, а вот дальше дорога пересекает Уральские горы, соответственно, ехать там интересно.

Трасса М-5 в данном месте представляет собой плавный серпантин. На большинстве участков вполне реально ехать за 100 км/ч. Дорога, видимо, живописна, но мы ехали тут ночью. Первоначально мы собирались остановиться в гостинице в городе Златоуст в горах. Приехав туда, покружили по нему, и не смогли найти достойное соотношение цена/качество. Только в одной гостинице нам предложили хорошие номера, но цена нас не устраивала. Также волновал тот факт, что за два оставшихся дня нам придется проехать очень большое расстояние. Идеально было бы доехать в этот день до Уфы, но это еще километров 300. Не удовлетворившись златоустинскими гостиницами, мы решили все же попытаться преодолеть это расстояние. В результате сил нам не хватило, и мы снова заснули в машине где-то на выезде из Уральских гор недалеко от городка Сим.

По дороге с нами приключилась неприятность: при встречном разъезде с грузовиком правыми колесами поймали большую яму. Так как я был ослеплен фарами грузовика, я так и не увидел ее, но зато прекрасно почувствовал сильнейший удар справа. Остановился, посветил фонариком на колеса и в колесные арки, но никаких видимых повреждений не обнаружил, поехали дальше.

Наутро мы продолжили наш путь в сторону Уфы. О вчерашнем происшествии напоминала легкая вибрация на руле, которая особенно чувствовалась на участках дороги с хорошим асфальтом. В качестве временной меры оба пострадавших колеса были отбалансированы в шиномонтаже. Повреждения представляют собой две одинаковые вмятины на внутренней стороне обода диска. Придется диски выправлять.

Погода нас продолжала расстраивать: все небо заволокло тучами, иногда моросил мелкий дождик, прохладно. Эх… сейчас бы обратно в жаркие степи и пустыни Казахстана…

В Уфе мы перекусили в родном «Макдоналдсе» и отправились дальше в сторону дома. Очень приятное впечатление о себе оставил город Набережные Челны: хоть он и небольшой, но улицы широкие, зеленые. Город стоит на берегу широкой живописной реки Кама. Есть песчаные пляжи, но прохладно, желающих искупаться не видно. Вообще, людей и машин мало.

Дальше в пути где-то на просторах нашей Родины (уже даже и не могу вспомнить, в каком месте это случилось), меня в очередной раз остановил инспектор ДПС. Дело было на шикарной четырехполосной магистралеподобной дороге. Прекрасно понимая, что я нарушаю ПДД, я ехал в полном одиночестве в режиме 110-120 км/ч, хотя легко мог бы ехать тут и гораздо быстрее. Вообще, я привык к тому, что в большинстве случаев останавливают у нас за превышение на 41 км/ч и более, так как штраф за такое нарушение уже весомый. Поэтому я очень удивился, когда меня остановили, подстрелив из радара-фена из кустов. Инспектор гордо заявил мне, что я еду «аж 112 км/ч!». Я ему честно сказал, что по такой дороге в хорошую погоду просто глупо ехать медленнее, что все равно я поеду и дальше с такой скоростью, и вообще всегда езжу 110 км/ч. Также я предложил ему не тратить время и бумагу на фиксацию столь незначительного нарушения. На мое удивление, инспектор не стал сопротивляться и вернул мне мои документы. В общем, можно считать, что тут мне повезло, настроение у него было хорошее.

Когда мы подъезжали к Казани, солнце уже село. Казань — город красивый, хотелось его посмотреть подробно, но впереди до Москвы еще километров 800, следовательно, останавливаться на ночь тут нежелательно, иначе в последний день нам придется туго. Пришлось нам ограничиться быстрым осмотром Казанского кремля со стороны.

Очень необычно смотрится мечеть, расположившаяся наряду с православными храмами за стенами кремля. Ночью все очень красиво подсвечено, выглядит впечатляюще. Видимо, стоит когда-нибудь приехать сюда специально.

Распрощавшись с Казанью, спешим дальше в сторону Нижнего Новгорода. Дорога приводит нас в столицу республики Чувашия — город Чебоксары. Здесь мы решаем остановиться на ночь, ищем гостиницу. Посмотрев номера в трех гостиницах, снова остаемся недовольны: цены отнюдь не провинциальные, на наш взгляд не соответствуют условиям проживания. Кроме того, в этом городе почему-то вместо того, чтобы взять с нас плату за половину суток как в Астане, нас просят оплатить за полутора суток, несмотря на наше заявление о том, что мы планируем уехать раньше предстоящего расчетного часа (завтра в 12:00), а не послезавтра утром. Причем такую глупость мы встретили в двух крупных чебоксарских гостиницах. Вот они, происки хитрых чувашей.

Обидевшись на такое «гостеприимство», решаем проехать подальше в сторону Нижнего и переночевать в любом мотеле, благо наш навигатор их хорошо знает. Так и случилось: остановились мы в очень милом домике на трассе километрах в 60-ти от Чебоксар. Называется этот отель «Конь и пес», взяли с нас всего около 1 000 рублей за двухместный номер. Здание деревянное, относительно новое, мебель приличная, чисто. Единственный недостаток: очень слабенький нагреватель воды в душе. Нагревает он воду порциями. Когда горячая вода в баке заканчивается, приходится ждать, пока он нагреет новую порцию, соответственно, горячую воду приходилось экономить. В это время «Форька» наш отсыпался на платной стоянке рядом.

Очень позабавили названия чувашских деревушек на трассе: «Калайкасы», «Рыкакасы», «Москакасы», «Юнгапоси», «Сучково».

Вот, наступил последний день нашего путешествия; впереди Нижний Новгород, Владимир, Москва.

В Нижнем Новгороде мы провели очень много времени: позавтракали в чудном ресторанчике возле памятника Минину и Пожарскому (названия не запомнилось, но заведение отличное: интерьер, кухня, цены приемлемые), погуляли по территории кремля, полюбовались панорамой слияния Оки и Волги.

Также мы съездили в находящийся неподалеку от Нижнего Новгорода город Балахна. Город ничем не примечателен для путешественника, просто там живет Юлина дальняя родственница, которую мы решили навестить.

Выезжали из нижегородской области мы уже ближе к вечеру. На посещение последнего областного центра на нашем пути — г. Владимир — времени и сил у нас уже не оставалось, объехали его с юга по трассе. Дорога из Нижнего в Москву хорошая, широкая, ехать было в удовольствие.

Вернулись в столицу мы уже около полуночи, уставшие и довольные, что смогли осуществить задуманное. Где-то далеко позади остались степи, верблюды, горы, арыки, жолдыр полициясы и таможенники, многие километры дорог.

Хотя наше путешествие планировалось как поездка именно в Киргизию, скажу честно, что больше мне запомнился Казахстан, хоть мы и не ехали куда-то специально в этой республике, а просто пересекали ее транзитом. Маршрут мы составили так, что увидели Казахстан с разных сторон: и нищету умирающего Аральска, где нет ни моря, ни дороги, ни бензина, и красоту столицы Астаны с современными небоскребами и автомобильными развязками. Республика огромна, климат очень сложный, большая часть территории иссушена солнцем, но в наше время миром правят энергоресурсы, поэтому казахи живут сравнительно хорошо.

Напротив, Киргизия — страна маленькая, горная, живописная, главное ее богатство — озера, реки. Уровень жизни в целом невысок. Удалось пообщаться с жителями Бишкека, переехавшими жить из собственного дома в обыкновенную квартиру только из-за того, что не хватало средств на обогрев дома — на оплату за газ. Вообще, многие жители Киргизии очень обижаются на соседний Узбекистан за то, что взаимный обмен природными богатствами неравноценен: вода рек, берущих начало в горах Киргизии, столь необходимая Узбекистану, достается ему даром, а вот газ, поставляемый киргизам от узбеков, им приходится оплачивать, причем по высокой, по их мнению, цене.

До свидания, Киргизия и Казахстан! Может быть, еще увидимся когда-нибудь…

А вы, уважаемый читатель, если надумаете съездить туда, езжайте и не слушайте разных недоброжелателей, рассказывающих о том, какие там вредные менты и таможенники, и как там опасно. Главное, подготовьтесь хорошо морально, технически и юридически. И все пройдет хорошо, проверено!

Ох сколько фоток! И какие все красивые.
Молодцы.
Renault Megane 2 1.5 dci
Молодцы хорошо сьездили,я сам из Казахстана,только не относитесь пожайлуста к казахам и киргизам предвзято,в Азии совсем по другому относятся к людям нежели в России,там в основном отношение лучше,чем здесь.А путешествие смелое не побоялись съездить))))

Ярославль
Класс! Пятёрочка, сколько красоты показал. И конечно же небо высокое, супер!
И форику зачет тоже.
** subaru forester - мы в оппозите! **
Мой отзыв: Subaru Forester 1998

не все прочитал,много читать)))зато фото все просмотрел)))ну у самого мечта на машине поехать в киргизию на исы-куль,Респект и уважкха)))

Молодцы. Прекрасно смотритесь вместе на третьей с конца фотке. Такие путешествия здорово сближают. Воспоминания потом на всю жизнь. Чарынский каньён действительно жаль, что не увидели, ведь совсем рядом были, место очень красивое и поражающее воображение. Сейчас не могу найти свою панорамную фотку этого места, есть только вот эта. В свадебное путешествие давайте к нам во Владивосток, через всю Россию.

Сосвсем не плохо прокатились )))

за отчетик 5+
Мой отзыв: Subaru Forester 1998

ИркуЦЦКЪ
ЗачОТ!
TOYOTA есть
FORD FOCUS lll 2012г. Был.
HONDA CIVIC EU 1-2001г. d15B, 115л.с. Был.
Мои отзывы: Ford Focus 2012, Honda Civic 2001

Класс!
Subaru Forester SF5 Type-A

Молодцы! +5!
Camry Gracia 2.2 1997гв G-салон

Месяц быстро проходит, а время от зарплаты до зарплаты – медленно

отлично съездили, молодцы!!!
Нация, состоящая из овец, незамедлительно получает правительство, состоящее из волков.

Не поеду я к азиатам, хотя очень хотелось бы посмотреть и на Балхаш, и на Иссык-Куль, но отстаивать свои права перед каждым ***о из-за своей славянской внешности я не хочу. В России не мало красивых мест. А природа красивая, слов нет -озера, горы. И спутница Юля очень симпатичная и смелая, раз пошла на такую "авантюру". Ксива ее тут ни при чем, я думаю. Отчет обстоятельный, написано грамотно, читать приятно.

HONDAdromBANDA
Красиво и быстро проехали)
QUE PASA
Мой отзыв: Honda Inspire 1998

Молодцы. Красиво там и невеста красавица, и машина (у меня такая же, только красная :) ). А я вот в этом году на Байкал съездил. Нет таких проблем с ментами и пограничниками, а природа там даже лучше (Правда дыни там не растут). Так что рекомнедую вам на следующий раз.

блеск
Toyota Camry 1990 3S-FE, Toyota Gaia 2001 3S-FE, Toyota Corolla Spacio 1998 4A-FE.

Sky_X
Привет от Алматинца. Сам был на Иссык-куле во время саммита, и также был расстроен ценами. Зря не посетили Чарынский каньон, да и вообще много мест красивых Вы проехали мимо. Думаю, вам надо было больше времени тратить на осмотр достопримечательностей.
Прочитал с удовольствием! Приезжайте еще! Молодцы!

автору... да ребят и вправду молодцы. В этом году переехл на ПМЖ в Новосиб из Киргизии теперь все отчёты с поездками по родным местам читаю со слезами на глазах. когда там ещё придётся побывать. а надпись Москва району всего лишь в 20 км от моего родного города Карабалта. за это Вам +100....и ещё мы постоянно заняты какойто каждодневной рутиной..и живя будь то в России или Киргизии или ещё где не знаем красот тех мест...а поверь их в Киргизии великое множество а Иссыккуль действительно уже не поражает своим величием и красотой *******!...н это уже совсем другая история.

Молодцы!!! Отличный рассказ и фотки!!!
555..... !!!!
Suzuki Swift 2000 год
Mitsubishi Pajero Junior 1995 год

Караганда
КЛАСС.. кстате видел вас когда в караганде были! вы на светофоре стояли а я за вами следом на ауте... но на гелиосе канешно зря заправлялись=( там бензин самый ДЕШЕВЫЙ и самый ПЛОХОЙ... как машина после, нормально?
?????????????? - сотри и прочитай мою подпись)))

в этом году тоже проехали весь казахстан+алтай. порадовали знакомые места на фото+ сам родом Курганский(день города,центральная площадь)
Все что не делается к лучшему :)

г. Выхлопдар
Укатал уже подругу, женись, давай. Удачи!
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Мегион

Съездили - молодец.
Дорогу "туда" выбрали неправильную, надо было ехать через Северный Казахстан. Петропавловск-Астана-Караганда -Балхаш-Шу-Бишкек. Этот путь проезжается за один день легко. И до Петропавловска ехать спокойней по своей стране.
Отдых в районе Чолпон-Аты самый дорогой, вокруг была масса мест с более приличным берегом, ценами и сервисом.
Уж если читал о предыдущих поездках, хотя бы на этом сайте, можно было сделать выводы.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018

прекрасный отчет, очень красиво, интересно, грамотно, обстоятельно, молодцы!
Вернулся из бана

Хоть почти вся Россия и считает Москву исчадием ада, а москвичей мутантами, но, ещё раз убедился, что слава Богу, это не так. Сначала порадовался за мужика, который спокойно доехал из Москвы до Магадана на уазике-буханке. А теперь за вас, ребята.
Мой отзыв: Ford C-MAX 2008

Астана - супа гуд!
фотки на отлично :)
Why so serious?

Блеск! Давно не приходилось читать столь интересного, занимательного рассказа. И поездка супер! Большие молодцы!

Че
Отлично+5

Че
Только,в Челябинске,есть что посмотреть!!!!Жаль не увидели....

Ребятки, молодцы! Классный отзыв, получил настоящее удовольствие
5!
B4 2.0R В-sport

Астана
Как всегда все кто бывает в Астане проезжает мимо моего офиса! Ивсе фоткают да фоткают, нет чтобы зайти ко мне.
Один раз выхожу стоит с владивостокскими нмерами черный Ипсум, думал поболтаю с водителем! Не дождался я его...
Ребята кто через Астану будет ехать, хоть зайдите поздороватся...
Один фик рядом со мной проезжать будете...
Toyota RAV4, 2014, 4WD, 2.5, Prestige +
KIA Sorento, 2013, 4WD, 2.4, Comfort

В такую поездку надо брать подругу с ксивой и друга адваката.
За путешествие плюс пять!
Отчет отличный, фотки супер!!!
МОлодцы!!!

эх, купим Хаммер, тоже поедем путешествовать.
Котлы Wolf - редкое говно!
ООО "Хортэк-Центр" - торгуют котлами Wolf.

Молодцы! Отличные фото и прикольное путешествие у вас получилось. И я так понял что Субарик ваш вас не подвел! Много позитива останется в вашей памяти. Так держать! Молодцы!

Молодцы!Очень красивые фотки, отличный отчет +5

Астана(Казахстан)
Ха прикольно. Увидел свой новый дом(он перед мечетью в Астане, полосатый). Хороший рассказ. А бензин на гелиосе гамно
Patrol 2005 3,0 TD
Мои отзывы: Honda CR-V 2005, Toyota Avensis 2010

Sega80Almati
Молодцы. За рассказ 5+.
Надо было в Алмате на Медео-Чембулак или на БАО заскочить:)

Каньон называется Чарын!

Отличный отчёт!

Солнечногорск,М.О
Ну молодцы!!!браво!!нет ничего не возможного!!!супер!!!и Форя молодец
Импреза,2.0 правый руль)))-была
Legacy B4 TT-была
Forester SG5 Turbo 2002-новый друг

АЙ молодци,,, мы тож на иссык-кули летом ездили на машине, но не так удачно как вы в плане ***о.... ЗАЧЕТ!!!

обаленно)))) тоже хочу так....
96' Subaru Legacy Wagon EJ20E АT 4WD -пенсионерю
92' МMC Delica - продана
12' Nissan Note - продан
Мои отзывы: Nissan Note 2012, Isuzu Aska 1983

Молодцы! Действительно, видно что ты хороший человек ))) И девушка у тебя прекрасная! Сам алматинец. Езжу на Иссык-куль каждый год. Очень люблю его. Мне кажется, а я много где побывал, Иссык-куль лучшее место отдыха ближайшее к Алматы, а для меня и во всем мире. Да, приходится проезжать и нам границу, в смысле казахам или как пишут у нас казахстанцам. Да, мы тоже знаем своих и кыргызских гаишнегов. Знаем мы нравы и погранцов. Их испортили "люди-бараны" или как вы писали лохи которых эти "чиновники-бараны" и разводят. Про Иссык-куль скажу, что вам нужно было выбирать хорошие дома отдыха. Есть дорогие, но есть и не очень. Воздух, вода и еда на Иссык-куль супер. В принципе, близкие нам братья Кыргызы живут в суровых условиях поэтому и пытаются подоить на всем. Понять трудно иногда, но приходится. На будущее совет записывать после общения с кзшными гаишниками номера их машин, имена и писать потом на блоги министра МВД КЗ, примьер-министра и их стопудово отдерут за откровенное и наглое вымогательство. Не ленитесь писать в популаярные СМИ в Казахстане. Про Кыргызстан совет: там можно не останавливаться, по рации не передают, проверено. Если догнали сказать, не видел и пусть потом доказывает. Еще совет, делайте лицо кирпичом и говорите что едите к какому-нибудь чиновнику. Не сложно открыть интернет и посмотреть. Очень рад вы все-таки съездили в Бишкек. Молодцы. Удачи.
Казахстан, Алма-ата форева!

750(16,17,19,24,54,75,РБ)
Душ посреди поселка обалденный!)) Отдельное спасибо за фото!!!
Здесь могла бы быть ваша реклама, но будет моя)

Не плохое путешествие!
Каждый день окружающие доказывают мне, что жизнь без мозга реальна!

Девушка и мыльная пена - кул........аж руки устали......
За столь приятный и объёмный рассказ - 5+! А вот каньон зря пролетели! Так что придётся вам снова в Казахстан вернуться... если что, пишите: kadlets@mail.ru (ALMATY)

Казахстан
Я кстати из Кокшетау. Там живу. В Астане все красиво, подтверждаю. Жалко что вы не сходили в океанариум http://www.duman.kz/, говорят единственный в СНГ. Но уже не был там пару лет. В 2010 съезжаю с семьей. А ваши фотки супер.
Toyota Gaia 1998 г.в. SXM15, Объем 2,0л, 3S-FE, 4WD, бензин+газ

Великолепная поездка,после которой осталась масса впечатлений,воспоминаний и отличных фотографий.
Продолжайте в том-же духе.
только советую сменить статус на "семейная пара" ,уж очень красиво смотритесь вместе.

Отлтчный озыв!нет слов!

Молодца! Прекрасно написано и классные фотки. Я свою половину не могу уговорить даже до Уфы доехать всего 2500 км. Тоже Субару-Форестер только японец. Был в этом году в Казахстане. Гайцы уматные права собирают дай боже. Таможня и погранцы молодцы.

Прочел еще днем, сейчас прокомментирую.
Итак ГЛАВНОЕ условие относительно дешевого и комфортного проезда это наличие подруги с ксивой, нет я понял, что кое где и без этого разрулили и что ксива иностранная, но надо понимать, что менты все одинаковые и понимают, что им нах не надо проверять связи подруги в Москве.
Дальше. Никто и не говорил, что проехать по Югу совсем нельзя, камазы возящие не ценные и не хрупкие грузы там ездят. Другое дело в качестве дороги, в скорости в разнообразности пейзажа, отсутствии бензина у добств цивилизации. Ну и в возможности получить помощь в случае поломки машины. В общении с местным населением повезло. Пока не прибежали экстремисты с обоих сторон скажу, что среди казахов очень много хороших людей и вам попались именно такие, а не националистически настроенная отморозь которой ой как не мало.
По первой части пути, я бы просто посоветовал все же не повторять. Метод камаза далеко не новость и на казахских номерах подходит для России, но думается сами заметили, что по второму маршруту таких эпизодов было значительно меньше. Просто не хочу, чтоб у будущих путешественников засела мысль, что вон люди же проехали, а остальные лохи ездить не умеют, это не совсем так.
Жаль что фотик не позволил пощелкать Алма-Ату, на фотках запечатлены пара окраин. Конечно низкорослый он именно по окраинам и относительно Астаны. Астана впечатляет, но там разумнее снять квартиру, а не гостиницу без света, это и дешевле и комфортней, как это сделать за 15 минут не раз описано.
Что Киргизия дорого, ну тоже не скажешь, что не предупреждали.
А в остальном молодцы, хорошие фотки, удачная поездка, искренне за вас рад. Привет из Алма-Аты!
гнерил
самоуверенности у вас,ребята,не отнять.
а вообще-поездка удачно сложилась.

Автору - в Соль-Илецке - крупная зона, отсюда и мощное предложение жилья внаем.
Автомузыка. Сигнализации. Радары.
Штатные автомагнитолы. Опт и розница.

Спасибо автору! Мы с вами были на Иссык-Куле в одно и то же время. Правда, мы останавливались на южном берегу, в Каджи-Сае. Это очень бюджетный отдых. Спасибо, что выделили в отдельную главу встречи с таможенниками и ***овцами. Эмоции от общения с ними наверное даже посильнее, чем от купания и т.д. Единственное, что бросилось в глаза, это ваша, на мой взгляд, чрезмерная экономия денег. Для примера мой диалог с киргизским ГАИшником:
- (Он, после крепкого рукопожатия)Почему фары не включены?
- На моем автомобиле (X-Trail 2008) они не выключаются вообще. Евросвет, понимаешь?
- Ладно, где чек оплаты за проезд на Иссык-Куль?
- Нате!!!
- С момента даты на чеке прошло больше 5 дней, где регистрация?
- Так вроде по новым правилам регистрироваться нужно если срок пребывания свыше 90 суток...
- Почему машина грязная?
- Так ты же прекрасно знаешь, что ливень шел всю ночь, не успел помыть.
- Ты что, первый раз с ГАИшником разговариваешь?
- Нет.
- Ну, а что ты тогда стоишь и мне все рассказываешь? Дай хоть на чай.
- Держи 20 сомов.
- Ох и жадные вы Россияне, даже на сигареты не хватит.
- Ты же просил на чай, на чай хватит.
- Счастливого пути!
Согласитесь, плата в 13 рублей за такие приятные воспоминания и сохраненные нервы не слишком велика.

Кингисепп
Очень интересно. Автор - хотелось бы задать несколько вопросов в личке по тел или другим любым способом. как связаться?
Спасибо
Mazda Capella wagon GWER 2002

Прекрасное путешествие!!!!!Пятёрочка ребята!!!!И написано хорошо!!!!

Железногорск, крас
Спасибо за рассказ, читала, и как будто снова проехали по Казахстану через таможни и до Иссыккуля))))) мы ездили из красноярска с 7 по 27 августа этого года

молодцы, ништяк прокатились, Астана конечно выглядит супер , ультра-современный город, но к сожалению все бабки и уходят на неё, а мелкие городишки ( тот-же Щучинск, где вы заблудились), приходят в упадок.Раньше Щучинск был вполне нормальный городок ( по-другому он называется курорт Боровое), природа красотище, но всё ******* к сожалению.
Замечательный рассказ, вам будет что детям рассказать. Молодцы! Сам я из Кыргызстана, рад, что побывали у нас. Приезжайте еще!

мурманская обл
красивые места
NISSAN TERRANO 95г

Балашиха
+ 5.

PS "Чувствуется, что город /Алматы/ древний" - неправильно ты почувствовал:)))

Там лет то всего около 150...

Молодцы!Да что же вы их так рано жените?А вот цены на побережье Иссык-Куля задраны благодаря отдыхающим Алма-Атинцам!А про таможню!Всё конфетки!Съездили казахстанцы в Абхазию!Вот где беспредел!!!Забрали паспорта и без объяснения причин держали документы 4 часа!Пока не сунули 1000 рублей,никто ничего не слышал!А вы говорите АЗИЯ!Ланкастер из Алма-Аты!

Смелые вы... Приятно было почитать. +100
"Хоть почти вся Россия и считает Москву исчадием ада, а москвичей мутантами". А разве не мутанты - в Уфе, с её богатейшей кухней, изволили откушать в "родном" (тьфу-тьфу-тьфу) макдаке.

Нормально так отдохнули.

Ксива попутешествовала знатно!
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Соглсаен. Разметка на перкрётске СольиИлецка непонятная)

Бабруйск
Хороший отзыв я из Астаны,приезжейте еще! :) а гаишники у нас хитро***ые но тупые в основном! :) за отзыв 5+!
TOYOTA Caldina ST195, 94г.в. 3S-FE, 4WD, АКПП A540H

г.УЛЬЯНОВСК
не плохая ,,леди,,)))
Alex-#8
5+++ тебе. Жил когда то в теперь уже Астане.

Ильский
Хороший рассказ и фото об автопутешествии.Минус один. Так далеко ехать и побыть на Иссык-Куле 2-3 дня. ...!?
Ну вы блин даёте!
Mitsubishi Delica Van, 2000, АКПП, R2, 2WD.

Спасибо всем за комментарии!
Действительно, многое мы не успели увидеть, т.к. в нашем распоряжении было всего 16 дней, приходилось торопиться. Про каньон Чарын ничего не знали, т.к. первоначально не планировали возвращаться в Казахстан через Кеген.
Про Гелиос: удивительно читать о том, что там плохой бензин. Перед отъездом я читал в интернете обратное. Наш Форик его нормально переваривал.
Alexander_Ch, дорогу туда мы специально выбрали "неправильную". Так ведь интереснее!
Ruslan 1976, что за зона в Соль-Илецке? Можно поподробнее?
ВОР4уН, я согласен что, действительно, проще не нарываться и предложить инспектору 20 сом. Так поступает большинство. Но я считаю, что когда инспектор заведомо неправ, лучше постараться доказать ему свою позицию.
Связаться со мной можно, написав мне письмо на Zt900(собака)mail(точка)ru.

Это 5! Молодцы!

Молодцы! Рекомендую еще в Украину (в Карпаты съездить).
Еще фото с Карпат

Щёлково
Гелиос нравится не всем, но люди разные, есть такие, кто считает, что их 15 летней машине подходит именно 96-й бензин, но чтобы он был дешевле его можно купить на самой говеной заправке. Поэтому спорить бесполезно. Меня устраивает Гелиос, RP, Синойл и лишь потом КазМунйГаз.

Бург
Отчет отличный!
Также был в июле этого года в Киргизии. В этот раз добирался на самолете, так как в прошлом году хватило «удовольствия» от поездки на автомобиле))) Отдыхал на южном берегу И-Куля, все было класс!

Всем привет
хочу подилиться про таможню Казахстана и не только.
сам родом с Рыбачьего и в этом году был на родине в гостях. Елей голубых там пресс и горы рядом с озером есть ( места надо знать ) был я там две недели а сам с Кемерово но ездил поездом, таможенники на Казахской границе борзели по беспределу и вот вам всем пример: на границе проводницы предупреждали что бы скупе никто не куда не выходил но есть одно но жара в Казахстане не выносимая и поезд стоит два споловиной часа кондиционер на станциях соответственно не рабатает а наш люд любит же пиво- правельно и покурить после пива любит и значит вот курят в тамбуре два мужика и и баба покурили и ушли Заходят К таможенники и с истерикой начинают орать КТО КУРИЛ вламываются в каждое купе ( очередь дошла и до нашего) на столе стоит початая бутылка водки, закуска и т. д. он довольно улыбается ( видеть надо было его довольную харю) и приглашает моего дядьку пройти с ним. В купе у проводников он растаможил его на пять тысич рублей обоснавав это тем что он пьян ( хотя что-бы он был только выпивши ему надо выпить 0.7 в одного ВЕДЬ МЫ С СИБИРИ ) а на столе 0.5 на четверых не допитая стояла. Коментируя что его высадят на ближайшей станции дядьке нечего неоставалась как дать на лапу ВЕЛИКОЙ И БЕДНОЙ КАЗАХСКОЙ ТАМОЖНЕ ( он кстати торговался но тот сослался на то что надо дать напарнику, начальнику и т. п.)Настроение было испорчено но это еще не все
второй до сих пор орет как белуга кто курил в тамборе. Сознался дедушка ехавший от нас через купе НО он сам с казахстана и ДОБРОДУШНЫЙ И ВЕЛИКИЙ таможенник простил старика и отпустил его смиром, а вот второго РОССИЙСКОГО парня наказал за курение аж на 3 т. р. Видели бы вы их довольные лица.
на обратном пути такого уже не было люди назад едут бе денег и интереса к нам совсем не было.
На Киргизское земле тоже чедес хватает люди с Омска рассказывали как у них находили какието свертки с гашишом
и за 2-5 т.р. они также чудесно исчезали но это не на таможни а в бишкеке на вокзале
Киргизия в целом вообще страна третьего мира
номера тоже по ценам разные мне приходилось видеть от 100р за двоих уровня чернобыля
и по300баксов (не знаю какого уровня там я не селился тоже)
в Чолпон Ате жил в хорошем добротном двух местнои номере за 500 р за двоих с хорошим ремонтом и со всеми удобствами рядом пляж и все удовольствия
Очень занимательный рассказ ! Читал с удовольствием ! Спасибо! Только я не понял про знакомых из Киргизии к которым ездили. Пишите чо связь потеряна 42 года назад. Выглядите вроде моложе )))))

Зря ты так про Джамбул. Не познал ты его. :) Простенький, но душевный городок. Что касается границы Казахстан-Россия. Ездил летом на поезде, так даже никакого досмотра не было. Ни у казахов, ни у наших(кстати немало ехало народа с Иссык-Куля).Ни в том, ни в обратном направлении. Только паспортный контроль. Обычно одиноких мужиков казахи на таможне любят *********(есть у них свои доводы). Благо ехал не один. На счет что в тамбур бегали покурить. Нас предупреждали проводники. Главное на время остудить свой пыл и посидеть спокойно в купе. И вообще не в******ться. Они так и ждут что у кого не хватает мозгов. На этом и наживаются. Следовательно надо иметь голову.

Пятерка с плюсом!!! Сам давно хочу в те края съездить, но пока не решаюсь, пугают многие беспределом, может с введением единой таможенной зоны между Россией и Казахстаном попроще будет...
Prius09Qashqai11Caldina00Corolla97
Fit12
Tiida06
CeedSW14
Boon17Passo10Corolla98Avenir01

Классно прокатились, то же так хочу!
Мой отзыв: Nissan Sunny 2000

New Zibirsk
Всё отлично а особенно, блондиночка!
Улыбайтесь, это раздражает

Семей
Ну что молодцы, да у всех одна беда попрашайки на дороге в Росии ГБДД в Казахстане ЖОЛ полиция. Лично сам ездил в Новосибирск и не раз, если не нарушать то меня с Казахстанскими номерами никто лишний раз и не тормозил. И таможню без проблем всегда проезжал.
Семей Казахстан Прадо 150

зато в семипалатинске ой как россиян любят!!! езжу 2 раза в год и каждый раз на обоих постах дрючат моск... в последний раз плюнул на всё и поехал в усть-каменогорск через рашу,чтобы тока 100 км ехать по суверенному кз. а ребятам - маладцы!!! не побоялись, в дороге не меньжевались, отзывы позитивные. молодцы!!! ставлю 5 с плюсом!!!
(с) Субботний флудер

Киев
Поддерживаю автора за его, на мой взгляд, правильное отношение к стражам порядка на дорогах. Если бы все путешественники не давали взяток на дорогах, то через некоторое время эти органы покинули бы люди, главная цель которых при несении службы - злоупотребление служебным положением в целях личной наживы и, в конечном итоге, все было бы так как в цивилизованных странах: виноват - плати легальный штраф, не виноват - никто тебя не остановит.
Величие некоторых дел состоит не столько в их размерах, сколько в своевременности.
(Л.А. СЕНЕКА)

На фиг эти проблемы в "чуркестане"?Лучше бы на Байкал съездили!.
Камри,2.4,чернее,чем сама чернота

Ханты-Мансийск
5+++
---

Съездим и на Байкал обязательно. Всему свое время. Ведь интересно же путешествовать в разных направлениях.
А Джамбул, - да, не познал. Ну, кто-то другой его лучше оценит.

Отличный отчет! Сам этим летом с семьей проехал где-то половину вашего пути по маршруту Алма-Ата - Уфа - Алма-Ата. Очень понравилось. Проблема с гаишниками была только один раз(с российскими).

КРАСОТА!

Этника
А я варан каких размеров примерно был?

Красавцы!!! Очень красиво и познавательно!
Два дэбила -это сила!!!! (Ну вы поняли о ком я) Эх властьдержащие.....

круто)
Subaru Forester SG9 2.5 турбо МКПП
http://baza.drom.ru/user/kenga84/ продам резину и диски)

N-ск
Зачитался.Молодцы!!!
Есть что вспомнить, да нечего детям рассказать...

Planet Earth
Молодцы, отличный рассказ!!

Все класс, вот только места на Иссык-Куле какие-то загадочные выбирали. Курортная зона находится в центре озера. В основном км на 50 в обе стороны от Чолпон-Аты. Я отдыхал в Долинке. Нам двухэтажный коттедж на 7 человек с душем, горячей водой, телевизором, холодильником и прочими приятностями обошелся по 700 сомов с человека (500 рублей примерно). Место называлось Dolinka Deluxe. В частном секторе раза в 2-3 дешевле. За 100-120 баксов можно было снять двухместный номер с трехразовым питанием в пансионате со своим бассейном и прочими наворотами.
D:5

симпатичные ребята, особенно девочка, и рассказ хороший, толковый :)

Дороже опыта только дружба.

Бросил мусор на дорогу? Хрюкни!
Дети в машине? Хрюкни дважды - от радости: они тоже вырастут чушками!

Борибай
Молодец!иргиз тоже дорога. и пройти его летом и осенью нет проблем.главное не гнать и следить за дорогой.

добавка.
очень грустно,что люди,грубо говоря,делятся на тех,у кого есть ксива и у кого ее нет.
вы своим описанием,невольно или вольно подчеркиваете это
NurlanD
Молодцы! Отличный отчет, 5! Иссык Куль, есть разные места и дешевые и дорогие. Сам несколько раз отдыхал в этом сезоне. Можно за 2000 сом нормальные номера найти. Не обязательно по 100 долларов. Например советую Каприз, Ак Марал и другие отели, если заранее забронировать, то номера (за 2-х) не совсем дорого, это с питанием.

Сообщений: 1995
Сам отдыхал в Тамчах этим летом,понравилось!
TOYOTA HARRIER ACU30

Цепц, я бы сказал, что люди делятся на оптимистов, кто в жизни всегда стремится к лучшему и пессимистов, кому "очень грустно". Вы же понимаете, что рассказ был бы несправедлив, если бы я не упомянул об этом...
Места мы выбирали действительно не самые удачные. Наверное, от усталости ))
Варан в длину около метра до кончика хвоста.

Арзамас (52)
Классно, молодцы!
ещё отзывов десяток прочту подобных и сам куда-нить уеду!))
Лучшие годы жизни я провел в разврате и пьянстве. Собственно, поэтому они и лучшие.
Генрих IX

Maaxee
Для полноты картины не хватает фотки ксивы.

отличный отчет, но самое лучшее путешествие это из алматы на исыкуль через горы на джипе или на лошади или пешком, а ксива не причем нужно уметь торговаться как на базаре с этими жолпол и таможней. но более страшные таможеники на юге россии и в украине, почитайте недавний отзыв демона из 3 частей, там его на много штук баксов развели.

Поездка зачетная 5
1 руль, 2 педали, 3 зеркала, 4 цилиндра, 5 колёс, 6 подушек, 7 ремней

Рассказ отлиный, молодец мужественная Юля! Очень хотелось бы так же поехать, только нервы жалко и ксивы нет.

Anhen432
Отличный рассказ, легко и приятно читать. Много полезного для путешественников и куча отличных фоток:)

x_taz
Ты думаешь, что ты в москве питаешься экологически чистым продуктом? Возьми счетчик гегера и замерь уровень радиации в заср..ной москве и вот в том городе где ты нос воротил от дымящего завода, который там один на всю страну!!!! Я бы на месте продовщици вообще сказал 350 американских рублей и наплел что типа мед с самых зеленых мест на плнете и вот только сегодня привезли... чтоб у вас москалей глаз вывалился... кстати мы все в россии удивляемся как вам живется в пробке??? Астана супер город - красивый, движения ноль видно что все работают, а не делают вид...

Большой рахмет за казахстан!
Солнце светит, земля вращается, птицы поют

94 регион
Отчаянные Вы! По КЗ кататься накладно.
Lancaster'98 EJ254-был
Suzuki GV'08 J24B-была
Pajero Sport'08 6G72-был
Suzuki GV'12 J24B-есть
Хороший отчет. Надежды на то что скоро дорогу в Иргизе сделают, пожалуй нет никакой. Я ехал там 15 лет назад, правда в обратную сторону, гнал "Волгу" из Ферганы в Москву. Было все также, только это было начало мая и шли дожди, так там все развезло и мы месили грязь на первой скорости в течение ночи.

от цепц-автору.
по поводу деления:люди делятся на деликатных и нет на хвастливых и скромных,на знающих жизнь и нет, и т.Д.
приходит (проходит) со временем.
вообще вам повезло в путешествии и не принимай это слишком близко на счет своих достоинств.это мое мнение.

удачи.
Спасибо за фотки и рассказ, будто сам съездил.

однако в москве посильнее колпашат приезжих из азии чем в казахстане

Два дня читал. В Соль-Илецке и зона есть "Черный дельфин" кто пожизненный срок мотает, а самое главное там уникальное место, так называемая "Солянка" искусственное озеро, которое образовалось на соляной шахте с концентрированной соленой водой. Люди приезжают туда лечится, купаться и отдыхать.

Мой отзыв: Honda Fit 2005

по деньгам сколько примерно?или пропустил в тексте

Да вы просто сетевые звезды ни дать ни взять!
Запросто проехали по доволно сложному с точки зрения ГАйцев маршруту практически без потерь.
Я в 2005 преодолел что-то подобное на весьма скромной девятке. Вопросы с гайцами и прочим людом решал без потерь, правда у меня не ваша таинственная "шкурка" в виде удостоверения вашей дамы, а удостоверение личности офицераМО РФ и на правах фотка в синей форме (летной). На вопрос летчик? отвечал : Если не за рулем то в самолетах меня тошнит (чистая правда). Правда и за рулем (штурвалом) самолета никогда не был. На вопрос а откуда летная форма отвечал - с какой целью интересуетесь? Прием срабатывал на ура! Добавляли вы из органов? Отвечал : мог бы ответить ответил. При всем при том ни к каким супер пупер официальным структурам не принадлежу. Только при прохождении казахско-киргизской граница в Канте где пропускают только Киргизов или Казахов пришлось достать ""ксиву"" ветерана подразделений особого риска ( о которой и на родине никто слыхм ни слыхивал) хотя она честная где на фотке я тощий как верблюд и видимо вызываю сочувствие. На вопрос а что это такое нагло вру летчик-космонавт - герой советского союза и дальнейшие вопросы прошу не задавать! (дескать не все полеты в космос афишируют) - Работает -"мама не горюй" срабатывает комплекс совка типа что нам не все договаривают а тут такой человек с такими тайнами а кто его знает кому он позвонит если что. Универсальнейшая вещь!
После вашего отчета дюже захотелось проехаться по старым местам в районе ИссыкКуля. Больше того многие мои знакомые тоже захотели в Киргизию. Не побывать там просто обокрасть себя при жизни. Чего стоит хотя бы вечерний бриз у озера на котором великолепно готовиться шашлык из дешовой местной баранины на стружке (мусоре облепихи которой прорва около озера).
Или купание в горячих источниках после которого проходят самые засарелые травмы ОДА (опорно двигательного аппарата) - жесть! А сбор грибов - просто как спорт, а Ашлям-фу -национальное дунганское блюдо (кто не пробовал тот не знает как бороться с похмельем) а МАКСЫМ напиток после которого самый зверский обжора забывает о чувстве голода на сутки! Если все это для вас новости то вы только проверили маршрут! Нужно обязательно повторить.

Большое спасибо за не предвзятый, объективный рассказ. Спасибо что обошлись без эпитетов в стиле "азиатчина", "чурки" и прочая.
кстати карты Казахстана для GPS-Гармин с детализацией вплоть до поселков с населением выше 5 тысяч человек есть в наличии. Могу поделится. есть и Кыргызстан но без детализации.
Если еще раз надумаете проехать через Алмату буду рад лично встретить на подъездах к городу, помочь с размещением и показать достопримечательности близлежащие
Так во сколько обошёлся по деньгам маршрут?

Попробую посчитать, во сколько все обошлось.
1) Бензин: 9300 руб. + 30200 тенге + 1600 сом = 17000 руб.
2) Гостиницы: 2000 Оренбург, 4000 Бишкек (2 дня), 5000 Каракол (2 дня), 1200 Астана, 900 "Конь и пес". Итого 13100 руб.
3) Плюс продукты, кафе, сувениры, масло моторное, ремонт колес.
Наверное, тысяч 50 всего, сложно точно посчитать.

Бек!
зря в Боровое не заехал - фотки были бы отменные! А так молодец - классный рассказ, прияно читать

Очень красивая пара , толковый и читаемый рассказ. Спасибо.
Юле.
Не очень осторожно писать о служебном удостоверении, взятом с собой в зарубежную поездку (по приказам всех серьезных ведомств в таком случае они подлежат сдаче в "кадры"). А вдруг какой нибудь чудак почитает Ваш отчет и узнает на фото? В любом случае удачи Вам.
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.

Дуст86
Зачет)))
kaireke
молодцы! рассказ понравился и фотки очень красивые. приезжайте к нам в Казахстан еще и надолго. Удачи на дорогах!

Очень рад за вас что такой длинный путь сделали без особых приключений Я из Екатеринбурга, тоже етим летом ездил в Казахстан в Алматы тоже на ЗУБАРЕ тока IMPREZA.Впечатлений осталось уйма в большинстве положительные.Очень меня порадовало их качество дорог видно что их чиновники работают а не как наши занимают места,казахстанские водители меньше 160кмч не ездят,и верно примечено что самое популярное авто ето Кукурузер.За отзыв +5

Ronik44
Классное путешествие, приятно видеть здесь мечеть нашего города Актобе, а называется он «Нұр ғасыр»!!!

Сообщений: 120855
Великолепный рассказ!!! 5++++++++!!! И фотографий много! И бальзам на душу - отличный, без орфографических ошибок русский язык!!! Отдельное "спасибо" за абсолютно правильную позицию (в хорошем смысле!) по отношению к дорожным (таможенным и т.д.) вымогателям, всё равно, какую страну представляющим. В общем, спасибо! Ждём новых приключений.
"Душа у Кондрата Семёныча была добрая, открытая. Пил он и в кабаках, и в гостях, и на охоте..."

Замечательное описание поездки. Езжу с семьей из Новосибирска регулярно, далеко, например Эльбрус в марте этого года, Байкал в августе. Вот только описать поездку уговорить ни супругу ни детей не могу (надеюсь временно) :).

Уважаемый автор. Низкий Вам поклон и огромное спасибо за такой рассказ. 40 лет назад я уехала из Киргизии, вернее меня увезли родители. Я тоже из Подмосковья. Киргизия для меня сама красивая страна. Иссык-Куль-жемчужина. Моя мечта- на машине из Самары(где я живу сейчас) и в Бишкек, город моего детства, а потом на Иссык-уль.Но никак не могу уговорить мужа. А потом - он не водит машину, только я. Я правда 1200 км за день преодолеваю еще пока(мне 56). Но я боюсь всетаки таможен на границе. В пролом году ездила поездом и осенью. ОООчень хочу летом и на машине. У меня Мтиз и на нем мы объездили пол Росси.А Киргизия очень красивая страна. Даже осенью прошлого года в горах было просто сказочно и ели там-голубыи огромные. А вгороде Бишкеке- Вы заметили какие деревья?Я обожаю Киргизию, но боюсь ехать на машине, и оооочень хочу На фото -Соль-илецкий курорт и Киргизия.В соль-Илецк-каждый год на поправку здороья ездим на 2-3 дня

А можно задать вопрос? как там к женщинам за рулем да еще в почтенном возрасте?Мне кажется я не с могу с их "блюстителями" порядка разговаривать так круто, хотя вообщем то не робкого десятка. А навигатор у вас был? У меня есть навителовский, но там только Россия.И машина без кондиционера, хотя практически новая . Как то я не придала значения такой детали как кондиционер, он мне в Самаре и в России не нужен,когда жарко, люблю открытые окна, так как плохо переношу закрытое простарнство. Очень хочется все-таки попробовать съездить на машине. Поездом на границе тоже не сладко. По 2 часа стояли весь состав держали на севере и на юге Казахстана, даже в талет нельзя было выйти.А самолет -боюсь и нет из Самары рейсов на Бишкек. Вообще люблю на машине ездить, столько посмотрели уже в Росссии

Извините за небольшие описки в тексте, видимо разволновалась

aston46
блондинка хороша :О)

Михельсон
Отлично! Я сам собираюсь в киргизию на машине. Но немного другим путём - с заездом в Челябинск и деревню Касли.. Киргизия - моя малая родина. Я там родился. Поездка планируется с объездом вокруг иссык-куля. Как думаете, форд фьюжн переживёт такое приключение. Самое дальнее, куда ездил это до Одессы и обратно. Спасибо за отличный отчет!

4aTJIaHuH
просто супер, класс, написано просто здорово, как будто вместе с вами ездил.

vovchara
Два раза в тексте видел упоминание так называемых Чернобылей. Дык Москва щас чуть ли не главный Чернобыль в России! Такой грязи и плохого воздуха как в Москве нигде не видел.

молодцы!! счастья вам!

kanashenko
Я честно скажу - повествование немного занудное, отчего складывается впечатление, что Вы проделали весь путь не для того чтобы посмотреть Киргизию, а чтобы как можно скорее и с меньшими проблемами вернуться домой.
Отличный трип. Отличный отчет!!!

RLN

Столица Урала
Вы большие молодцы! Интересная поездка, замечательные фотки, и вы – очень красивая пара! На такую молодежь приятно посмотреть. Удачи вам в новых путешествиях!

kanashenko, позвольте с Вами не согласиться))Я уважаю Ваше мнение, но само наше путешествие опровергает то, что Вы написали. Мы не из тех людей, которые избегают трудностей. Я бы даже сказала, что иногда мы их сами выбираем. Если бы у нас было больше времени, мы бы объехали и юг Киргизии.

Уважаемая слн, отвечаю на Ваши вопросы.
"как там к женщинам за рулем да еще в почтенном возрасте?" - когда мы ехали по западной части Казахстана, то, видя женщину за рулем, ***О очень удивлялись, глаза округлялись))) мы даже прикалывались над ними, хотели посмотреть, как они будут со мной здороваться и вести себя. Но могу Вам однозначно сказать, женщина там второсортное существо. На себе испытала. Неприятно. А вот в восточной части - другое дело. В Астане и Алма-Ате много женщин-водителей. И отношение к женщинам хорошее. А если женщина в возрасте, я думаю, то еще более уважительно будут относиться.
"А навигатор у вас был?" - навигатор обычный городской был, но там только карта России (на Родине он нам очень помогал), а вот в Казахстане и Киргизии он показывал лишь высоту над уровнем моря))) но тоже полезная вещь. Поэтому там мы пользовались ноутбуком с подключенным к нему gps навигатором, который взаимодействовал с картами в ноуте, и они вели нас по нужному маршруту. А так там везде указатели есть, не заблудитесь ;)
"И машина без кондиционера..." - вот без него плохо... этим все сказано.

Отичный отзыв.
Молодцы ребятки.

Летом тоже был в КЗ.
Программа навигатора для степей казахстана и городов Навител или Автоспутник.
Но карты такое впечатление что сыроваты. Особенно на Автоспутник.
Навител по А-Ате нормально водил.
ПО северному Казахстану подбрехивал. Выражалось это в том что привязка к дороге не везде корректная.
Ну то есть автомобильчик на экране едет сбоку от дороги.

Кстати без кондиционера в Казахстане как у нас зимой без обогрева салона. :)

А мне кажется, что можно и без кондиционера ехать. Да, будет жарко. Но ведь люди живут же там как-то? Другое дело, что желательно при этом ехать не на черной машине как мы, да и продуть может из открытых окон. А к жаре привыкнуть можно, когда деться от нее все равно некуда.
Доедет ли Фьюжн? Я думаю, это от его хозяина зависит. Если хозяин не знает, что у него под капотом находится, то не доедет. А если хозяин относиться к авто как к другу, и представляет, как автомобиль устроен, то и жигули доедут.
Про Чернобыль верно. Живем мы в одном из "центральных реакторов". Но населенные пункты, названные мною так, действительно с плохой экологией по сравнению с остальными, встречающимися на пути. Все относительно.
А Вам, СЛН, я посоветую не бояться ехать. Вы непременно доберетесь и туда, и обратно. Главное не спешите, пусть поездка будет плавной, размеренной, с маленькими ежедневными пробегами. Тогда организму будет проще подстраиваться под изменение климата, таможенникам надоест ждать, когда Вы дадите им взятку, и они пропустят бесплатно. Да и просто меньше будете уставать. Жаль, что муж не водит машину, одной Вам тяжелее будет, вашим главным козырем должно стать время. Ведь Вы уже можете себе это позволить?

И еще, огромное спасибо всем, кто читает и не лениться отвечать! Очень приятно осознавать, что не зря это все писал.

Дорогие мои путешественники, большое спасибо что отозвались на мое послание. Все же я наверное решусь поехать. Дорги две- через Атюбинск и через Алма-Ата. Вот еще надо подумать вроде как и мужа уговорила. У нас с ним еще проблема с временем. Я то наверное последние полгода работаю, а ему отпуск дают "когда дадут" В этом году в июне, и по плану Москва-Тверь-Вел Новгород-Псков-Питер-Выборг-Хе лсинки-Москва-Тамбов-Воронеж. На две недели. С остановками в Москве, Питере,Воронеже. В киргизию наверное на след год на машине, хочется на Иссык-Куль,а в июне все же прохладно. Но поеду обязатеельно. ОООчень люблю ехать и смотрет-смотреть.

Слн, дорога через Актюбинск на сегодняшний день не достроена. Что за автомобиль "Мтиз"? Если это Дэу Матиз, то он может застрять в песке даже в сухую погоду. Рекомендую перед поездкой почитать казахские автомобильные форумы, чтобы знать состояние дороги. Возможно, пока Вы соберетесь, ее уже построят. Иначе Ваш вариант - как мы ехали в обратную сторону.
А маршрут в Хельсинки - тоже интересно. Я, правда, мечтаю поехать немного подальше: вокруг Балтийского моря. Чтобы и Скандинавию посмотреть, и вернуться через Германию-Польшу.

Спасибо за рассказ. Читал и переживал - четверть века назад я преодолел описанный вами путь дважды (на "жигулях" и "москвиче"). Несовпадение лишь в двух моментах: ехал не через Арал, а восточнее; и конечный пункт маршрута был несколько удалённее - г.Львов. Всё тоже самое, только ГАИшников тогда было несравнимо меньше - торчали они лишь на постах - в степи и в пустыне можно было свободно давить педаль до пола.
Но, пишу, чтобы выразить Вам большое сожаление: Проделав такой большой путь, Вы ничего, кроме пыльной дороги, не увидели. Вы не увидели настоящей Азии. Не съехав с торной трассы, Вы приговорены обозревать лишь унылое равнинное однообразие. А потрясающих мест даже в казахской степи множество. Есть там крутые горные мини хребты-останцы, тянущие острые вершины посреди пустыни; лакколиты излившейся древней вулканической лавы; столовые горы; каньоны; заполненные рассолом озёра; потрясающая рыбалка в пресных водоёмах; реальная возможность насобирать коллекцию полудрагоценных и поделочных минералов...
Посетив Иссык-Куль, будучи на пороге Тянь-Шаня, Вы так и приотворили в него дверь. Поверте мне - я топограф - знаю что говорю! Вы не посмотрели и процента от наличных там Чудес! Стоило лишь податься на юг озера и ламануться в любое из ущелий -на юг - к сияющим ледникам. По памяти - Ущелье "Сары"; ущелье БООМ;ущелье возле села Покровка и ..т.пр. Там, вдоль рек, имеются сносные грунтовки - можно доехать до морен ледников. За пару часов можно из зноя прилететь в зиму. В каждом ущелье - свой горячий целебный источник (радон, серо-водород). Звери (волки, козлы, медведи, даже барсы - сам встречал, птицы (филины, кеклики, улары), грибы, рыба (осман, маринка), целебные травы. А воздух, пейзажи...
В общем, ребята - Вы пролетели. Широкие морды ГАИшников заслонили весь белый Свет. Очень жаль. Так и жизнь наша проходит в никчемной возне и борьбе с широкомордыми - всё, стоящее внимания, мы не успеваем посмотреть - а были от него всего в шаге...
Но Вы молоденькие - есть возможность подкорректировать взгляды и подходы...
Всего Вам хорошего

Эх, Алекс... Нам остается только позавидовать Вам! Повезло Вам в жизни выбрать для себя хорошую профессию, которая дала возможность увидеть мир по-настоящему.
Когда-нибудь мы тоже найдем достаточно времени, чтобы увидеть всю красоту до мелочей. А пока, увы, мы не можем себе это позволить: ведь надо делать карьеру, строить жизнь, деньги зарабатывать. В этой бесконечной гонке со временем мы не успеваем увидеть множество прекрасного. Но у нас еще много времени впереди, чтобы когда-нибудь остановиться и оглянуться вокруг. И тогда будут и горы, и каньоны, и все то, что Вы перечислили. Жаль, что в этот раз мы всего этого не увидели, но мы точно решили, что поедем снова. По-хорошему на это путешествие нужно не 2 недели, а 2 месяца.

Спасибо Вам, Алекс, за Ваше сообщение. Оно тут самое ценное, на мой взгляд. Меня заставило в очередной раз погрустить, ведь я и сам это все прекрасно понимал еще даже до поездки, пытаясь запланировать невозможное в сжатые сроки.

Женя, ты молодец. Все получилось очень интересно и красиво. Желаю в Новом году вам с Юлей всяческого благополучия и новых пурешествий, а потом таких же интересных рассказов. Так,чего доброго, и журналистом станешь.

Отлично сьездили,я тоже с Киргизии ( г. Кара-Балта )все места по фото очень знакомы . 5 +

Всё классно, только откуда такая подробность- то ли у автора память феноменальная, то ли он вёл дневник, но по тексту это не заметно, подозрительно- похоже на путевые заметки ( в смысле журналюги ).

Нет, дневник мы не вели, и память у меня оставляет желать лучшего. Но яркие моменты всегда запоминаются. Писать я это начал сразу после возвращения, восстанавливая последовательность событий по фотографиям, а их тысяча, наверное. Писал долго, периодически вспоминая что-то новое.
А за журналюгу спасибо! Прям даже комплимент ))

здОрово. сразу, пока не забыл - вараны не опасны, можно потыкать пальцем) они вроде б падальщики, тухлятиной питаются

мы сами часто ездием в KZ (с Алтая), но в основном с тур-фирмой на автобусе (дорога Барнаул-Рубцовск-Семипалатинск и тд..таможня около российского Веселоярска). У мня праворулька с неправильной тонировкой, даже не думаю соваться.

Помню ездили на машине (тоже левый руль без тонировки, как у вас). Я был пассажиром. На KZ-стороне при досмотре водитель пошутил, мол дури нет - за ней и едем. Скоро пришло человек 7 погранцов (или таможенников, короче сотрудников), 2 собаки. Проверяли работу печки (вдруг в нее забили чего), под воздушный фильтр заглянули, расковыряли термос (рентген есть в здании + собаки вот они - нет, надо разобрать!). Ёкнуло когда аптечку ковыряли - докажи им что в каком-нибудь стандарте таблеток с надписью "валидол" содержатся именно они. Возможно тоже денег хотели, но было уже страшно, они как то не добро смотрели. К антирадару не придрались, хотя смотрели косо.

И в самой стране периодически трясли. Едем в потоке (в семипалатинске). Все примерно с одной скоростью. Три полосы в каждую сторону, просторно, поэтому шустро. Зараза, выцепил нас из второго ряда, 69 км/ч. Своих будто не видит, возможно это и не нас радар счелкнул))) Начал говорить об аресте (!!!) на неопределенный срок (типа забирать нас будут через консульство потом, а это ой как дорого обойдется), после чего перешел к разговору о 10000 теньге (2000 руб) ему. Ну нифигасебе, у нас на эти деньги можно превысить километров на 50..Поговорили, потрясли перед ним казахскими ПДД, сошлись на 1000 теньге и дальше отправились.
На обратном пути на KZ-таможне показывают куда встать для досмотра - рукой махнул куда то неопределенно. Ок, встали "куда то туда" рядом с KZ Опелем. Приходит другой, постарше (наверно и звание постарше) "это территория для других целей, вам надо было встать за вон ту черту" - показывает на линию на асфальте метрах в 30. Штраф 500 руб ему, можно не переезжать за линию, оставаться здесь)) Придрались к антирадару (сколько раз говорили прятать на таможне или не брать вовсе), за него тоже штраф 500 руб (в окошечко куда паспорт подавать!! без квитанции))). Долго проверяли по каким-то базам (а может в сапера играли..короче как сказал водитель, лицо было умное и строгое), ждали пока купим "проездной".

Вот и пользуемся услугами теперь. Приехали на таможню, вне очереди прошли паспортный контроль, в автобусе собака понюхала и готово. Ну и ручную кладь через рентген неглядя пропустят для солидности. Всё прохождение занимает меньше часа.

Астана потрясает колоритом. Порой не верится - почти пустыня с убитой дорогой, ни бензина нифига - и тут нА тебе, современный мегаполис.
Именно АВТОслучаев было не много, но вот просто как туристов облапошивали как могли.

Похоже, что обсчитать, обдурить русских - это у них спорт такой) Порой офигеваешь от борзоты - сели в такси, заранее договорились на 400. Выходить, протягиваем 400 теньге (еле набрали мелочью что б без здачи)..он: "э, вы ж русские, мы о рублях договаривалсь". Сошлись на 1000 теньге (наверное за один километр), громко хлопнули дверями.

В месте похожем на наши летние кафешки взяли пиво (розлив), стакан. Один, на пробу (остальные думли взять баночное) 200 тнг стоит. Протягиваем тысячу. Берет. Отворачивается.
-А сдача?!
-Какая сдача, вы мне 200 дали.
-Какие 200, мы из обменника только что, меньше 1000 у нас не было!
Достает какую-то мятую 200ку (одной купюрой есть). Мятая, перемятая. А нам дали довольно таки свежие.
-Давай кассу пересчитаем)))
Чека не было, возможно аппарат вообще не включен был, че толку считать. Стянулись другие "бармены", стали прессовать мол "вообще оборзели".

В подобной кафешке на витрине лежит жевачка типа орбита (местная) и рядом впритык пачка Мальборо. И на них лежит один ценник (уже не помню сколько, если в рублях считать - примерно 50, явно не жувачечный..), типа с сигарет сьехал. Зря мы решили купить эту жувачку, зря! Втюхала по цене сигарет, даже поспорить не удалось...и жевачка дрянь какая то..

Обменники, гостиницы, РЫНКИ - везде надо быть на чеку)

__________
никому не в обиду, ни гражданам Казахстана, ни его гостям. констатирую лишь факты. Мы не лохи деревенские, много видели много слышали. Вроде и сосредотачиваешься, но подвох приходит вообще не оттуда)

удачи на дорогах. пеших и колесных.
о Киргизии забыл сгоряча. Сам там не был, ездили друзья - пугали жарой неимоверной. не поехал.

Еркегали
Привет, всем! Статья понравилась. Особенно про таможню верно... :-) Если надумаете приехать к нам в Казахстан еще раз, то рекомендую заехать на кульсайские озера, каркаралинск и побывать в зеренде.

д.Алекс
Привет! Очень заинтересовала статья, а самое главное то, что вы решились на такое путешествие. Сам я частенько (каждое лето) езжу на Иссык-Куль. Ранее я это делал с г.Астана где я раньше проживал. Но теперь думаю буду делать это с г.Москва, так как сменил место жительства.
Теперь немного поправок и советов:
- как вы сами поняли ехать по маршруту через Астану более выгодней и приятней как по Казахстану, так и по России (так как я не раз ездил в г.Москва)
- бывший город Джамбул нынче называется не Жамбыл, а Тараз;
- в г.Бишкеке снимать жилье даже в люксовый номер и даже за полцены (64$) не приемлемо, можно найти подешевле, а лучше квартиру снять (за 50$ в сутки) в центре, в каком нибудь девятиэтажном доме с зеленым двориком и водичкой в арычке;
- на самом же Иссык-Куле, а не посредственно в г.Чолпон-Ата и с.Бостери за 100$ номер для отдыха не найти не возможно. Даже больше скажу, есть там приличные места и пусть не в десятки раз дешевле, но в полцены уж точно. Пансионаты находятся далеко от основной трассы, ехать по трассе и искать место отдыха не правильно, а вообще лучше иметь местного жителя у себя в гидах. Обращайтесь, подскажу!
- а вот ехать южным берегом о.Иссык-Куль я бы не советовал т.к. там цивилизации в 5 звезд там уж точно не увидите хотя природа там покрасивей;
- про нестыковки в ПДД и применения знаков скажу, что не только в Казахстане такое творится, но и в РФ не редкость. Ну а то, что ГАИры придумывают на ходу так это не секрет и не только в Казахстане. Ехал я с Москвы в Астану так в Татарии меня тоже менты нагрузили за знак обгон запрещен и сплошную линию;
- снять в г.Астана гостиницу на полсуток это обычное дело многие после бурной ночи домой не ходят, а примеком в гостиницы. И под потребителя подстраиваются продавцы. Так что требуйте номер на полсуток;
- а вот в районе г.Шучинск я бы посоветовал проехать до курорта Боровое и там заночевать тоже хорошее местечко. Почему-то я думал Вы туда попадёте;
P.S. Жду не дождусь лета. Степь жара, горячий обжигающий ветер в форточку. День дороги от Астаны и ты на Иссык-Куле. А еще больше волнует обратная дорога Иссык-Куль - Астана - Москва.

путешествие хорошее, длинное, но... наверно, галопом по европам, точно. Да еще уж больно напрягает вот это чувство, что сразу настоились ребята на то, что везде плохие в Казахстане и Киргизии и люди, и ГАИшники. И везде-то они права качают, удостоверением трясут непонятным. Ездим, постоянно, ежегодно, всякое бывает, но тут уж больно негативно. Зачем тогда туда ехать? Фото неплохие, но опять же... Ехать в такую даль и не озаботиться хорошей фотоаппаратурой?

Ларочка
Привет!Долго искала отчетов о том,как съездить в Киргизию из Москвы и обратно.Ваш является чуть-ли не единственным!Большое спасибо за классный рассказ с уточнениями маршрута и сравнением разных дорог!В августе этого года хотим с семьей на Рено Логан отправиться в такую же поездку.Долго сомневались,но после прочитанного решение почти 100%-е.Буду безмерно благодарна,если подскажете,на каких сайтах можно еще подчерпнуть информации на эту тему!Всех благ!!!

Ларочка, я специально написал все это для таких как Вы, кто решится проделать такой путь. В том то и дело, что пока рассказов о путешествиях по этому маршруту почти нет. Ну или я их не смог найти перед нашей поездкой. Встречал где-то отчет о поездке из Москвы в Ташкент, из Москвы на Байконур.
Желаю Вам удачно съездить. Надеюсь, к тому моменту как Вы соберетесь, дорогу в районе Иргиза построят, а то местами там было тяжко по песку, полный привод выручал.
Обязательно напишите потом о своей поездке, интересно будет прочитать.

Дорогой автор, здравствуйте. Давно не смотрела отзывы на ваш рассказ. а они все идут и идут. Не могу читать спокойно, люблю Киргизию и все время хочу туда. Сегодня еще раз читала весь рассказ заново. И снова опять меня тянет в Киргизию и в длинную дорогу. Машина у меня ДЭУ МАТИЗ и впервый раз я, конечно, ошибок наляпала, простите. Все таки я не уговорила мужа ехать, говорит, машину сменим , тогда может и поедим. В этом году уже решили едим в Европу и именно так как пишите ВЫ. Сейчас начинаю готовить докменты на Шенген, через Финское посольство. Только мы хотим еще в Чехию в Прагу. Скажите пожалуйста, а как Вы собираетесь делать визу. Я ни разу не делала Шенген. Времени у нас не больно много для отпуска и получается в каждой стране по одному дню(приблизительно) Вот я и хочу воспользоваться правилом "первой страны въезда", те Финляндия. Просмотрев кучу информации мы решили ночевать там в кемпингах, благо их в Европе много. Едим втроем,Я, муж и моя сестра из Москвы. И все же надеюсь на поездку в горол Своего Детства-Бишкек и на озеро Иссык-Куль.

Здравствуте, Евгений!
Позвоните нам в магазин. 493-78-10
Мы нашли ваши документы. Может это уже не актуально... Но всё же позвоните....

Да молодцы - это точняк... Я тоже планирую летом рвануть в Киргизию на авто, просто оболдеть - после вашего отчёта ещё сильнее хоца поехать)))

Dominikj
Обалденный рассказ, читал как детектив, не отрываясь. Сам люблю путешествовать на Форике, далеко и долго, и послушать других. Молодцы, красивые снимки, легкий слог. Спасибо!

Отличнейший отчет для начинающего "Журналюги". Из всего прочитанного можно сделать вывод. Поездка удалась. Приятно услышать обьективное мнение о своем городе см фото Астана и лишний раз убеждаться что форик то хорош. кстати о нем мало написано точнее оч мало. хотелось подробнее о фореке можно?
макс с Рыбачьего:
Всем привет
хочу подилиться про таможню Казахстана и не только.
Киргизия в целом вообще страна третьего мира
и по300баксов (не знаю какого уровня там я не селился тоже)
ездил я ребята на разного рода экскурсии так вот в Григорьевском ущелье коробок ручника предлагали сначала за 1500р потом 1000 и вконце концов он был готов отдать его за 300 лижбы взял я ели отвязался сказал что месный и уменя этого добра хватает P.S. больше не куда со своим самаваром я не поеду ( девчат там пресс всех мастей, а ведь можно было так оттапыриться )
В стране "третьего мира" пишут грамотнее!!! Заметно, что вы- из Рыбачьего поселка!!

Поподробнее о Форике? А что именно интересует? Отличный универсальный автомобиль, в разделе с отзывами об автомобилях много хорошего о нем написано, здесь раздел "Путешествия", так что акцент сделан не на нем.
Ну а за отзывы всем в очередной раз спасибо! Будет лишний повод написать еще о какой-нибудь поездке.

_Odyssey_
Отличный отчет! Спасибо! Воспользуюсь информацией в следующем году на маршруте (Алматы-Москва-Алматы)

иргиз с октябре прошлого года трасса выше в сяких похвал 130 без напряга но только до границы с кызалордниской области дальше сплошные объезды до туркестана идет строительство трассы совместно с китаем западный китай западная европа размах громадный четыре полосы окончание стройки планируется в этом году на протяжение четырех лет езжу маршрутом оренбург чимкент

макс с рыбачьего
это ты что ли грамотнее - обезьяна.

vova-vesta:
а до Иргиза как дорога?

Здравствуйте. Автор, надо добавить больше упоминаний как вы демонстрировали корочки на каждом углу.
В остальном норм, занятно и интересно.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ
Молодциы!!!!!!!!!

гости
здравствуйте Женя и Юля! Спасибо вам за занимательный рассказ и особенно за отзывы о странах и людях,вы не представляете как это приятно(мы родом из Кыргызстана).Видите прошло уже два года а люди всё читают и выражают свою благодарность вам.Очень хочется верить что вы всё ещё вместе,а может даже и свадьбу сыграли!Всего вам самого наилучшего.А нам удачи! на днях, даст Бог, выезжаем в Бишкек из Питера.

жони
все супер киргизия очень красивая оказыв и вы смотритесь класс

Был в Аральске в июле этого года. В песчаную бурю попали. Да и от самого города шок испытал.

Ребята, вы молодцы!Мы с мужем очень любим автопутешествия.В этом году решили с друзьями (они пригласили нас в гости) съездить в Киргизию на машине из Санкт-Петербурга в Бишкек.Вот бегаю по интернету и ищу информацию о маршруте.Спасибо вам за информацию,очень полезная.

Москва-Люберцы
Сонявка:
А что искать Питер-Москва-Казань-Уфа-Челяби нск-Астана-потом не доезжая А-Аты на право и Бишкек))))))

супер!!!!!!

Здорово!!!

Круто!) Нервы потратили видимо много, судя по рассказу(

Прочитал все на одном дыхании... Впечатлений от прочтенного куча! Спасибо Вам за действительно отличный отзыв!
Сам, раз в год или в два, езжу на калдина 97 до оренбурга, но ваш рассказ зародил желание брать новые вершины=)
С уважением!

Ребята,какие вы молодцы!Интересно читать ваши заметки!Вы действительно не зря потратили время,нервы и деньги!Зато будет что вспомнить! Удачи вам!!!

Владивосток-Краснодар
В каждом путешествие мусорам можно посвещать отдельную главу. Назарбаев!!!, я ни разу не был в Казахстане, но про то какие уху евшие мусора у тебя там знаю уже лучше, чем наверное, ты сам! ***** развел бардак!
Мой отзыв: Toyota Mark II 2001

Всем спасибо большое за отзывы! Приятно, что мой рассказ читают даже много лет спустя.