14.09.2009 | 117912 просмотров

Сразу скажу — доехали. Итак, ранее утро 18 июля — выезд из Омска. Часовая пробка в Новосибирске перед ГЭС, остановка на ней на традиционный перекус и дальнейший путь в сторону Усть-Семы, не доезжая которой 5-7 километров и планировали остановиться на берегу Катуни на пару дней для осмотра местных достопримечательностей.

Поездка из Омска на южный берег Телецкого озера на ВАЗ-21102, Honda Prelude и Mazda Proceed в июле 2009.

Побывав в этих местах прошлым августом, хочется отметить высокий уровень Катуни, по крайней мере, островок метрах в 15 от берега и длиной порядка 40 метров, на который лег глаз в прошлом году, был полностью под водой (в этом году на прежнем месте остановиться не получилось — приехали в пятницу вечером и мест свободных почти не было). Высокий уровень воды отмечался также и далее по ходу поездки (год такой выдался, или разница в пару-тройку недель так сказывается — особо разбираться не стали).

Из местных достопримечательностей руки дошли (вернее, колеса довезли) только до озера Манжерок, да и то в последний из двух проведенных на этом месте дней.

В прошлом году (из вышеуказанной компании был только ВАЗ) был и сплав по Катуни, и Чемальская ГЭС, и Манжерок. «Хонда» с «Маздой» оказались тяжелы на подъем :), да и погода не благоприятствовала. Потому вечером двинулись в сторону Семинского перевала, где и планировали переночевать. Массу эмоций вызывали огромные сверкающие молнии и следовавшие за ними раскаты грома, затягивающиеся порой секунд на 20. Все это происходило по пути на перевал в кромешной тьме на фоне мрачных очертаний гор. Казалось, двигаемся в сторону ада. Кое у кого появились первые позывы вернуться домой. Следующим утром продолжили путь. Планировали прокатиться по подвесному мосту после поселка Иня,

«выглядеть» в горах два «лица» духа гор,

посмотреть наскальные рисунки (примерно 720 км Чуйского тракта),

полюбоваться водопадом Ширлак,

пофотографироваться на Красных воротах,

и остановиться ночевать на базе «Узун Кёль», о которой было вычитано на этом же сайте в иных рассказах автопутешественников и составлено хорошее впечатление. Мы не ошиблись. Правда, расположились не в предлагаемых домиках, а в палатках на склоне к озеру. Но вид на снежные вершины был отмечен всеми, туда и развернули входы палаток и лобовые стекла машин. Романтика. По нашим прикидкам там должен был быть ледник Актру, который у нас так же был в планах.

Должен отметить, что по ночам погодка на Узун Кёле оставляет желать лучшего в плане тепла (ниже приложена утренняя фотография палатки). По крайней мере мои две ночи здесь начинались в палатке, а заканчивались утром в машине :). И если в первую ночь я не был достаточно подготовлен, то вторую встретил во всеоружии (читай всеодежии). Впрочем, итог указан выше, хоть и совсем чуток не дотянул до восходящего солнца. Еще из запомнившегося — стремительно налетевший шторм с градом.

Впечатление было такое, что сейчас нас поднимет вместе с палатками и понесет по воздуху. Фиксируйте палатки колышками — нам это в некоторой степени помогло.

Рыба парой затаившихся среди нас любителей-рыболовов на озере поймана не была (в столовой угощают местной пелядью), но были собраны грибы, которые были на костре сварены, поджарены и даже двумя из нашей компании попробованы под бодрящий менделеевский напиток. Да, пара-тройка раз спуска к озеру с этого склона заставляет задуматься о своей физической подготовке. Сотовой связи на базе нет. Утром выдвинулись на Улаганский перевал (появилась связь).

Усть-Улаган с заправкой в канистру нескольких литров бензина «на всякий случай» (заправились почти под завязку еще на Чуйском в Акташе). Городок показался при первом проезде вполне приличным, о чем свидетельствовали и оформленные сайдингом здания. Далее был Балыктуюль (где местами тоже можно было поймать связь)

и дорога на перевал Кату-Ярык (мечта 2004 года, когда впервые удалось побывать на ЮБТО, путешествуя с поселка Артыбаш на северном берегу на катерке по водам Телецкого озера; «верховка», «низовка», тряска при пересечении озера к водопаду Корбу, порой переходящая в нервные смешки с потиранием «причинного места» — ну как тут не вспомнить про старика Менделеева с его зельем).

По пути встретили трех пешеходов, подвезли до перевала. Два автостопщика (причем, девушка шла с Минеральных вод через Хакасию, недалеко от которой присоединился второй) и местную жительницу решившую, я так понял, навестить родной поселок Балыкча.

Вид озера, неоднократно демонстрировавшегося на этом сайте в рассказах:

И наконец, вот он — столь долгожданный перевал КАТУ-ЯРЫК. Оценить масштаб перевала нагляднее поможет виднеющаяся внизу база с крупногабаритной автотехникой.

Нафотографировавшись, встретили только что поднявшийся квартет машин «джиповой наружности». Скептический взгляд на две из нашей тройки машин, разговор про высокую воду и броды, закончившийся резюме, что на ЮБТО нам не проехать. Напоследок совет: спускаться на первой передаче, поскольку в их квартете при спуске вниз у «Нивы» отказали тормоза от перегрева. Спутницы «Хонды» и «Мазды» с детьми спЕшились при виде такого зрелища и проделали путь вниз пешком.

Мы тронулись. По ходу движения фотографировали.

Примерно на середине минут на пять вставали «охладиться», благо, позволяло место на повороте. Наши спутницы с чадами успели нас «заснять» в натуральную величину (ориентироваться по красной точке чуть левее середины снимка :) ), огибая очередной поворот.

У самого низа замечаем проблемное место для будущего подъема наверх — самый крутой подъем метров в 30 длиной «изрыт» колесами, с выступающими булыжниками. С надеждой, что к моменту нашего возвращения перевал почистят, ожидаем спускающихся спутниц с детьми. У самого подножия спуска располагается дорожная база (звучит громко, но при поправке на местность все встает на свои места), работники которой, собственно, и должны следить за состоянием перевала. В принципе, можно остановиться и на этой базе, о чем поведал подъехавший к нам автотурист, поделившийся заодно впечатлениями от наблюдения поднимающихся на перевал и старающихся это сделать автомобилей. По крайней мере, он там находился вторые сутки, во время которых ему подремонтировали его железного «коня» с помощью обычной проволоки.

Доукомплектовавшись нашими успешно спустившимися попутчицами с детьми с разговорами, что наверх тоже пойдут пешком (на что моя скептическая улыбка еле успела быть отведена в сторону), продолжаем путь в долину Чулышмана.

Через два километра располагается уже вполне приличная турбаза, но мы едем дальше. Виды восхищают и завораживают.

До ЮБТО нам от Кату-Ярыка предстояло ехать чуть более 80 километров, притом самых сложных. Постепенно приходит осознание, что сегодня до цели мы не доедем и прикидываем по GPS-навигатору место предстоящей ночевки. Решено остановиться у «слияния двух рек» — Чульчи и Чулышмана (примерно на половине пути от Кату-Ярыка до ЮБТО). Как впоследствии оказалось — самое удачное место на пути к ЮБТО. Многие только сюда и едут — к водопаду Учар и каменным грибам по ту сторону Чулышмана, предпочитая их основной цели нашего автопутешествия — южному берегу Телецкого озера. Благо дорога туда вполне проходимая, даже для путешествующей с нами спортивной «Хонды» (при аккуратной езде и опытном водителе, конечно), на что было получено неоднократное удивление попадающихся нам местных алтайцев.

Решено-то решено, но тут техника решила сделать наше автопутешествие более запоминающимся и экстремальным — у «Мазды» (одна тысяча девятьсот девяностого года рождения) слетел карданный вал.

Возите с собой инструменты, минимум необходимых запчастей и прочие сопутствующие аксессуары. И еще человека, неплохо разбирающегося в автомобилях. У нас он был :) — водитель «Хонды» Алексей.

Стремянки на заднем левом колесе ослабли, гайки закручиванию и откручиванию почти не поддавались. После полуторочасовой «борьбы» с помощью ключей и ВД-40 кардан был временно поставлен на место — необходимо было проехать километра два до предстоящей ночевки. Традиционный костер, ужин, ночевка в машинах.

Утро осветило своей красотой: окружающие горы скрывались за облаками. Надо отметить, что погода в течение дня здесь менялась очень стремительно.

Утренний осмотр колеса и кардана навевал воспоминания о рассуждениях мужиков из Гоголевских «Мертвых душ» о бричке Чичикова. Рассуждения свелись к тому, что не только до Омска такому колесу не доехать, но и не «дойти» до ЮБТО и не «подняться» на Кату-Ярык. Кардан опять норовил вот-вот выпасть, на что указывало вновь отодвинувшееся назад колесо. ЮБТО и оставшиеся 40 с небольшим километров все больше казались призрачными. А ведь еще не было даже обещанных бродов. Решено было продолжить работы. После очередного колдовства Мастера с ВД-40, наконец, удалось раскрутить гайки на стремянке, не сорвав их.

Забрезжил исчезнувший было призрак ЮБТО. Далее родилась идея подложить пару гаек чуть большего диаметра, чтобы закрепить их сверху снятыми ранее гайками на участке стремянки с «хорошей» резьбой. Объезд находящихся недалеко машин принес пару нужных гаек, на что была оказана встречная помощь в подкачке колеса автокомпрессором. Также был получен совет не ехать на ЮБТО от смотрительницы находящейся неподалеку от нашей стоянки турбазы (опять таки не знаю, насколько такое название уместно — огороженное место, где можно переночевать и есть домик для «хозяев» плюс баня). В доказательство опять была упомянута «высокая вода» в бродах и пара недавних поломок автомобилей, которых пришлось буксировать обратно к перевалу Кату-Ярык. По пути так же попался УАЗ-«Патриот» с пробитым колесом (благо была запаска).

В недалекое путешествие мы уже были готовы.

Совсем уж привела в чувство хозяина «Мазды» (продумывающего накануне планы возврата в Омск за запчастями на оставшихся двух машинах с последующим возвратом сюда для ремонта) случайная встреча на следующий день с попавшимся навстречу УАЗиком, именуемым в народе «таблеткой». За рулем оказался местный житель поселка Ко Петр. Поняв суть проблемы, пригласил к себе (километров десять в сторону ЮБТО), обещая оказать посильное содействие. Сварка у Петра на наше удивление была (хотя впоследствии она и не понадобилась).

Ранее нам удалось узнать, что сварка есть в поселке Балыкча (в восьми километрах от ЮБТО и сорока от нас), но «нас там никто не ждет» и, возможно, на дорожной базе у Кату-Ярыка. Отсюда и наше удивление. Сделали маленький презент в качестве аванса и договорились на следующее утро. Однако желание «слабых половинок» поскорее «встать на колеса» по причине обострившихся посещений нашего «лагеря» со стороны местной алтайской молодежи (постоянно пьяной), приплывшей с противоположной стороны Чулышмана и устраивающей невдалеке от нас кидания друг в друга камнями, переходящими не то в борьбу, не то в драку, заставило нас подумать о приезде в деревню Ко еще сегодня. Время было часа четыре вечера, путь предстоял в десять километров, потому после неспешной сборки мы двинулись дальше.

И вот они — броды. На противоположной стороне показалась машина. Со слов хозяина поняли — после этого брода предстоял более глубокий с резким уходом дороги влево, что заставило его задуматься той ли дорогой он едет и вернуться к этому броду, не пересекая предстоящий. Иной дороги мы не увидели, и он поехал обратно. А мы скорее для порядка пошли «пощупать» ногами дно, наметить дорогу. Прошли брод успешно. И чего нас так пугали?

Тут стоит сказать, что с нами был еще один — самый маленький путешественник. Такса по кличке Паша. Мы про него в шутку говорили, что он «держал» автомобильный рынок в Омске, поскольку был найден там в стае бродячих собак всего три месяца назад в полуторагодовалом возрасте. Гладить себя не дает — только хозяевам, да и то с «недетским» рыком. В общем, харАктерный пес, что и было отмечено всеми алтайскими коровами и прочей живностью. Загнать пару коров в воду для него дело трех-пяти минут. Хотя и получать ему случалось от них же рогами и копытами. Да и местных алтайских собак отнюдь не боялся — лез напролом, а те, по внешнему виду, на медведя ходили, притом в одного :). Да что там, он с нами (тремя мужиками) на обратном пути на водопад Учар ходил (только в одном месте был взят на руки, где вбиты альпинистские крюки) — кто ходил поймет.

Черненькое пятнышко возле коров — это ОН, вырвавшийся после пересечения брода из машины и переплывший его назад ради встречи с коровами. Те, после некоторого замешательства от такой наглости, собрались и, дружно встав в ряд, начали свое наступление рогами и копытами. Немного позже к ним присоединилась еще одна корова, галопом примчавшаяся на этот шум. Но наш герой не собирался сдаваться. Совершая отступательные маневры, тем не менее при первой возможности старался перейти в атаку. Пришлось хозяину возвращаться и забирать его, поскольку сам он приходить не желал, продолжая неравный поединок, за что и получил пару воспитательных шлепков.

Следующий брод действительно был поинтересней.

«Пощупав» его со всех сторон решили идти справа полукругом. В этот самый момент с лихими возгласами и без остановок на брод «полетел» видавший виды колясочный мотоцикл «Урал» с водителем и пассажиром (все местной наружности). Остановившись за бродом, пассажир сразу перешел в атаку. Выдавая себя за чеченца, попутно предложил оплатить езду по «его дороге». После недолгих пререканий уехал с миром. Впоследствии этот мотоцикл нам еще пару раз «мозолил глаза».

Поехали.

Проехав еще пару-тройку мест, аналогичных представленной ниже речушке,

вновь сталкиваемся со старыми знакомыми на мотоцикле. На этот раз они умудряются «вписаться» в неожиданно притормозивший перед ними грузовик, временно оказавшийся между нашей троицей. Мотоцикл ехал прямо передо мной, потому это зрелище было мной увидено в подробностях. Пьяный «пассажир-чеченец» стукнувшись головой и потому матюкаясь сразу пошел устраивать разборки к грузовику. Дойти не успел — грузовик не спеша тронулся. Да и всерьез его похоже никто и не воспринимал, вроде он и сам осознавал это.

Водитель мотоцикла тем временем откатил свое транспортное средство в сторону и путем механических манипуляций собственными руками стал приводить своего «коня» в готовность к дальнейшей поездке. Затем подошел к моей машине (я вышел фотографировать очередной ручеек) и начал искоса поглядывать туда. На мое замечание по этому поводу никак не отреагировал, продолжая изучать все, что было доступно его глазу. Я еще раз «фыркнул» на него, сел и поехал дальше. Догнал он нас через некоторое время, мы решили пропустить этих лихачей от греха подальше. Наконец, заехали в деревню Ко. У магазина «Татьяна» прямо по дороге, куда нас направил Петр при встрече с ним, показали дорогу к его дому. Заехав тремя машинами к Петру во двор, приступили к ремонту. Петр достал новую стремянку от УАЗика, нагрел ее на газовом баллоне, придал нужную для «Мазды» форму, остудил. Непродолжительные манипуляции, и мы готовы.

Поскольку становилось темно, а очередных встреч с местными лихачами мы не жаждали, переговорили с Петром на предмет ночевки в машинах у него во дворе. На что было получено согласие, денег с нас не взято (помимо компенсации финансовых затрат за починку). Разговорившись с Петром на общие темы, вынесли для себя следующее. Деревня эта в Интернете слывет дурной славой — ее стараются проезжать, потому в его магазинчике «Татьяна» оборот постепенно падает. Самого Петра, с его слов, в деревне пока еще побаиваются и уважают (в советском прошлом он имел проблемы с законом, после чего работал в церкви), но местное ворье и пьянь постепенно начинают досаждать. Вообще Петр произвел очень благоприятное впечатление — мастеровит, добродушен, работящий. Честно говоря, после выданного накануне аванса в виде пива, не надеялись его увидеть вечером трезвым. Ошиблись. Рекомендуем. У него и его дочери есть и турбаза (домик и баня) у «слияния двух рек», недалеко от которых мы ранее останавливались.

От Петра же и первый раз услышали, что Чулышман выставляют на аукцион и ее скупят москвичи и питерцы. Не совсем поняли, как такое вообще может быть возможно (Эх, Россия).

Милиции в деревне нет, электричество — от дизеля.

Еще с вечера после разговора с Петром про дальнейшую дорогу к ЮБТО решаем оставить «Хонду» и дальше двигаться на двух машинах. Петром так же было предложено довезти нас на его «Газели» до ЮБТО. Обещалась скидка. Нами его предложение, понятное дело, принято не было. На ЮБТО мы и так были, интерес был доехать туда самим. Оставив «Хонду» во дворе у Петра (опять-таки бесплатно), наутро выдвигаемся в путь.

По дороге могу сказать следующее. Проблемные участки были, но, как правило, либо их можно было объехать, либо очень аккуратно проехать. Вообще, довольно часто попадались отвороты с основной дороги, что постоянно наводило на мысль, что существуют более приемлемые участки дороги. «Цепанул» я только один раз на крутом подъеме и то потому, что из-за поворота шла вниз встречная, а откатывать назад уже не хотелось (с места из-за крутизны участка была бы пробуксовка). Серьезного ничего задето не было, и доехали до ЮБТО (и обратно в Омск) своим ходом. Вот некоторые участки дороги:

Балыкча (8 км до ЮБТО). Покупаем свежий хлеб и лаваш. Говорят, с первого августа здесь будет МТС.

Подъезжаем к ЮБТО. По пути закрытые ворота и готовые их открыть ребятня-алтайцы. Всего- то предлагают купить местных вареных шишек с орешками (нам по десять рублей за штуку). Едем дальше. Попался грузовик с предлагающими приобрести медвежьи шкуры (15 тысяч рублей) и рога на выбор. Отказываемся. Кстати, еще с Узун-Кёля нам несколько раз предлагали свежую тушку барана (2 500 — 3 000 рублей), или даже полтушки (1 500). Вес при этом почему-то дипломатично умалчивался.

Далее дорога раздваивается, но мы знаем куда нам надо — на базу «Кырсай», у берега которой мы останавливались на катере в прошлом году. Вдоль склонов близлежащих гор то и дело летает самолетик, впервые увиденный нами еще на пути к Балыкче.

Подъехав к турбазе, вспоминаем про «высокую воду». В прошлогоднем месте, где мы и планировали поначалу разбить палатки, практически не оказалось места. Вдобавок там было перегорожено. Пока мы осматривали окрестности в поисках места стоянки, такса Паша вырвался из машины. И именно тут пара коров была отогнана Пашей метров на 50 в сторону и вдобавок загнана в воду. Правда, Паше тоже пару раз досталось. Видать, коровы не очень любят воду, потому отчаянно сопротивлялись.

Тем временем, изучив местность и прикидывая вариант размещения на турбазе «Кырсай» (кому интересно — ниже выкладываю их прайс), принимаем решение возвращаться к раздвоению дороги и ехать влево вдоль горы в сторону причала с дальнейшим выездом на песчаную косу (длиной под километр), на которой и решили остановиться. Дорога в районе этих баз после дождей оставляла желать лучшего, но непроходимых мест не оказалось. На самой косе ВАЗ-21102 забуксовал, по причине чего был взят на трос и благополучно отбуксирован к месту будущей стоянки (забегая вперед, скажу, что обратно хоть и был прицеплен на трос, но почти весь путь проделал самостоятельно). Читал ранее, что в этом месте просто необходимо понизить давление в шинах, но мы не стали так заморачиваться. Проблем с дровами на косе, мягко говоря, не было.

Встали, разбили лагерь.

К вечеру с косы поуезжали несколько машин, остались две — три компании, включая нас. Потому было ну очень просторно, рядом никого не было. Временами высоко в небе парили птицы, на мой взгляд, орлы. Одну удалось снять на косе.

Дети, тем временем, развлекались на надувной лодке. Такса Паша тоже наслаждался природой.

Затем пришел мой черед.

Ночью такса Паша периодически подавал свой грозный голос. Как пояснил утром свидетель этого беспокойства, спавший в машине, наш герой защищал наш лагерь от налетевших поживиться остатками нашей дневной роскоши птиц. Схватка опять была неравной, они, расправив свои крылья, пытались взять его в кольцо. Безуспешно. Злые языки поговаривали, что это были большие вороны, но после коров, лошадей и алтайских собак мы меньше чем на орлов не согласны. Такое наше твердое мнение.

Следующим утром поехали назад к Петру.

К одному из ранее обозначенных проблемных мест заметили объезд.

Прикупили лавашей и прочей «мелочи» в магазине Петра «Татьяна». Кстати, у Петра имеется в продаже и столь дефицитный здесь бензин, правда по «кусающейся» цене — 35 рублей за литр 92, но бывают случаи, когда и такому безумно рад. В Акташе и Усть-Улагане бензин был по 25 рублей (вот когда понимаешь, что 21,5 в Омске — это совсем неплохо).

Забрали «Хонду». Презентовали Петру трехлитровую банку ананасов. Он, не сразу поняв, что это такое, потихоньку спросил у одного из нас — что это? Поняв, рассмеялся, поскольку никак не мог взять в толк, зачем мы ему презентуем банку краски.

Думаю, не нарушу этики или иных не писанных алтайских правил, если опубликую здесь его фотографию. Дай бог ему и его близким здоровья.

Задерживаться у Петра не стали и по его совету решили посетить водопад Учар и каменные грибы. Прошли уже знакомые броды.

И приехали на турбазу «Учар» к дочери Петра. Перекусили и двинулись к водопаду (восемь километров по пересеченной местности в одну сторону).

Поздний выход и усложнившаяся тропика вскоре заставила задуматься о целесообразности идти вместе с детьми и их мамами. Решено было продолжить путь втроем. Плюс такса Паша. Поначалу было предположение, что идти надо до высокого водопада на фотографии, приложенной ниже (светлые точки вдали на склоне слева).

Потому и удивляли вполне серьезно задаваемые вопросы встречных групп, не с ночевкой ли мы идем. Водопад на фотографии оказался всего лишь примерно на половине пути, затем долина уходила вправо, где и находился искомый водопад Учар. Порой тропинка выглядела вполне прилично.

А порой вот так.

Где-то здесь и пролегает тропинка (немного изменена хронология).

Вскоре стал виден Учар.

На камне — автор этих строк.

Наступающие сумерки, моросящий дождь и холодный ветер со стороны реки Чульчи обещал сделать дорогу назад незабываемой. Невовремя севшая в моем фотоаппарате батарейка не позволила запечатлеть наше обратное шествие в полной красе.

А теперь небольшое отступление. Расставшись в начале нашего пути к водопаду, дети с мамами решили переждать нас на «нашем» берегу Чулышмана, поскольку ожидали нас довольно быстро, а переправа стоила 500 рублей.

После нескольких часов нашего отсутствия их за полцены перевезли на обитаемую сторону Чулышмана — к нашим оставшимся машинам. Вот только ключи мы трое все взяли с собой. Моросящий дождь и неожиданная длительность нашего похода обещала сделать встречу моих приятелей с их семьями незабываемой. Я уже прикидывал, сколько месяцев их жены со мной не будут разговаривать. Спас слишком поздний приход — они успели «перегореть» и были рады просто тому, что мы вернулись. Злые языки поговаривали им во время нашего ожидания, что мы заночуем в горах, и это надо принять как должное. Надо отметить, что последнюю, равнинную часть пути мы просто шли на мелькавшие вдали вдоль противоположного берега четыре огонька (один из них был фонарик ожидавшей нас нашей компании). Метров с двадцати уже нельзя было разглядеть друг друга.

Но вернемся к детям. Десятилетний сын хозяина «Мазды», тот еще жулик, «вскрыл» папину машину. За что ему отдельное спасибо — не дал всем намокнуть. Правда, почувствовав вкус победы, он тут же вынес на рассмотрение вопрос «вскрытия» двух оставшихся машин. С оговоркой, что поначалу сработает сигнализация, но он, мол, знает, как ее отключить. Благо, его преступным планам не позволили сбыться. Но на заметку он нами был взят.

Переночевав, мы двинулись к Кату-Ярыку. Ни ВАЗ, ни «Хонда» самостоятельно подняться не смогли. Уж слишком торчали камни на самом крутом участке, а без разгона этот участок пройти не смогла даже двухсотсильная «Хонда», как мы ее не толкали в две женских и одну мужскую пару рук. «Хонду» взяла на буксир «Мазда», меня ГАЗ с базы (500 рублей). Стоит отметить, что всего-то надо было пройти участок длиной метров 20-30, все остальное ВАЗ и «Хонда» сделали сами. Уверен, что на почищенном грейдером перевале забрались бы полностью сами.

Далее был еще один неприятный подъемчик, на котором «Хонда» слегка зацепилась. Наконец, приехали в Улаган. Думали, остановиться там в гостинице, примеченной еще на пути к ЮБТО. Не сложилось. В магазинчике от подвыпивших местных опять услышали про то, что Чулышман выставляют на аукцион и что тут скоро будет по этому поводу «война».

После короткого обсуждения решили ехать на уже знакомую базу «Узун Кёль» и переночевать там в машинах. Там же в столовой решили и поужинать. Доехали, поужинали, заказали завтраки наутро и легли спать. Денег с нас за стоянку не взяли. Кому интересно — выкладываю информацию по этой базе, найденную на этом же сайте ранее.

«Узун Кёль» — Туристический комплекс. Директор Уханов Виктор Романович. Тел. (38846) 2 43 35. Адрес комплекса: Улаганский район, озеро Узун Кёль. Проживание, питание, баня, рыбалка, пешие прогулки, количество мест: домики — 20, палатки — 8.

За всю информацию не ручаюсь, но тремя машинами с палатками мы стояли там довольно просторно. Директора действительно зовут Виктор Романович. Всех благ ему.

Утром умылись, позавтракали и поехали в сторону так вспоминаемой в последние дни цивилизации. Заезд на ледник Актру за неимением времени по форс-мажорным причинам не состоялся. Будет повод побывать в этих местах еще раз.

За сим закругляюсь. Была мысль выложить напоследок несколько понравившихся фотографий, не вписавшихся в рассказ, но передумал. Сами все увидите :).

Красноярский край г. Шарыпово
Красиво, конечно но на своей машине я бы туда не поехал - жалко.
Спасибо за внимание!

Был в этих же местах примерно в это же время. Правда доехал только до перевала. Спустился в низ несколько дней простояли на берегу реки. Дальше не поехал наслушавшись рассказов про местных аборигенов. Был одной машиной. Каждый день шел дождь. Вода прибывала постоянно. Молодцы что не испугались трудностей и двинули до ЮБТО.

что то фотки не очень...
Вперед!!! Только вперед!!! Телефон для связи: 8-924-201-21-59

Земляк, держи 5 баллов! Молодцы!

здорово конечно что тут скажешь,молодцы!
MARK II/2000г/GX110/2л-BEMS-в прошлом

Молодцы ребята! Мы вас в красных воротах встретили - на Примьере (универсале) и Карибе! Позже добавим свой рассказик.
!

Барнаул-Балашиха
молодцы!!
Крым - это Россия!

Toyota Funcargo -> Toyota Prius : с табуретки на электричку

И путешествие класс и фоток много...Тоже мечта туда съездить....Автору респект и 5
Totota Camry V-3.5 R5
Мой отзыв: Toyota Mark II 2001

Сообщений: 1995
Земляки молодцы!
TOYOTA HARRIER ACU30
были в тех краях в начале июля этого года на озере Узун Кёль, на два дня там зависли, уж очень понравились виды,особенно ночью в хорошую погоду, когда луна освещает половину озера а вдали белеет как маяк ледник, кстати палатку ставали как и вы прям на склоне выходом с видом на ледник, только не понравилась яма с кучей мусора возле лагеря
отлично съездили, 5 однозначно

Н-ск, Академ
Молодцы, отлично! Следующим летом может тоже доеду наконец-то ))))) Если Прелюд прошел, то можно смело ехать )))
Skoda Kodiaq 2.0 TSI 4*4 2017
земляки РЕСПЕКТ ФОТКИ КЛАСС отзыв тоже

Мы вас видели 23.07.2009г :)
Мы возвращались с Учара на таблетке примерно часов в 19-00 - 20-00 с дядей Сашей (на базу Эзен)
Примерно 10-15 км. не доезжая базы...
Видимо у Вас тогда и сломалась машина. Ваша компания сидела на корточках возле Мазды с грустным видом.
Хорошо, что доехали.

Блин, даже читать не хочется, расстройство одно, сам ни разу не был, в селд году нужно исправить ситуацию

Красиво

Наковузнекц
Сообщений: 11985
Красавы!!! Значит туда можно практически на любой машине - главное чтоб прокладка была с головой.
-The Power of Dreams-

Неплохо!

Молодцы.Вот это настоящий отпуск.Впечетлений на год,адренналина в меру.Это не турецкий пьяный отдых.Поддерживаю польностью,алтай житница сибири..

А мы вас видели :) Видели Прелюда навстречу, когда сами ехали в сторону Кату-Ярыка. Были НУ ОЧЕНЬ удивлены :)

ААА мы видели вас там :))

Даже двухсотсильная? :)))))))))))))))
ваши "силы" могли только больше дыма там дать от резины да ям ещё глубже накопать!
про 20-30 метров эт точно....

Ностальгия...
молодцы! а на Ак-тру обязательно заедьте!
Я люблю работу, она очаровывает меня. Я могу сидеть и смотреть на неё часами!!!
Земляки!!! Ну вы прям вообще молодцы!!! Фотки клевые!!! Всё прочитал, все интересно и подробно!!! В этом году, тоже в июле, ездил на Алтай на фольксвагене пассате, только мы были в северной части Телецкого, конечно там не так красиво, как в южной части, но у меня Алтай до сих пор из головы не выходит, такой красоты я не видел. Я, кстати, тоже отзыв написал, если хотите посмотрите "поездка из Омска на Алтай на volkswagen passat по маршруту...". Теперь у меня есть мечта - съездить на юг Телецкого... Спасибо за ваш отзыв.

Nsk
Хороший отчет, тоже думал съездить туда этим летом. Но ограничился Чемалом, и думаю павильно что так съделал, на калдинке мне бы тяжко там пришлось!
Оценка: 5
\HOUSEMUSIC///

Обалденно!
Юзаю Lexus LX470 и Suzuki Jimny...

Лучшее, что я до сих пор, с момента моего участия на сайте,
читал. Спасибо автору. Видно, что человек интелегентный, любящий природу,
семью и автомобиль.На таких всё и держится в России. Такой не напишет в своём
лого дурацкое: "самая лучшая страна в мире это Япония", как один из Сковородино
где я в Армии когда то служил и его от китайцев охранял или его родителей.
Автору: ещё раз спасибо.
Мой отзыв: Mazda Mazda2 2007
DogCerber
Ребята! Вы молодцы!!! Много хороших и качественных фото!
Оценка - 5+
ArtyomN
Зачет по отзыву...
А местных аборигенов везде хватает...хоть в Сибе. Хоть в Кемерово

New Zibirsk
Понравился отчёт! С особым интересом читаю о ЮБТО. В следующем году планируем туда. Уже купил цепи на передние колёса для подъёма нп Кату-Ярык.
Улыбайтесь, это раздражает
Kirowa.strit
Молодцы! Серега Цветков просто красавчик! Жаль до Монголии не доехали, но все впереди!
Сергей Кр.
Молодцы. Были мы в этом году там в начале августа. Из пяти машин 3 были переднеприводные. Висту и Сузуки Аерио заталкали сами. Зато нашу Хонду Степвагн не получилось затолкнуть с первого раза, со сторого тоже не получилось, привязали к РАВ4, тянул он и мы еще помогали, так и преодолели первый сложный участок, был еще один участок - там уже помощь равчика не понадобилась, выталкали сами)))

Отважные ребята! Молодцы!
Toyota Caldina ST210, 2001 г.в., Daihatsu Boon 2013
Мой отзыв: Toyota Caldina 2001
Сергей Кр: меня и толкать то было некому :-)
Остался последним из компании внизу. Каково же было мое удивление, когда ГАЗ меня сразу за этим участком и отцепил. Мол, бензонасос "шалит", не повезу дальше. Сказал, что сам зайду. Мне сначала не поверилось - всего-то метров 150 проехали снизу. Но действительно дальше заехал сам. Про участок, скорее всего понял где это. Примерно почередине или чуток выше. Я его с первого раза тоже не "взял" - каменистый попался, "пробуксовал". Откатил назад - прошел посмотрел, прикинул траекторию и заехал сам. Это было единственное "проблемное" место.

Kirowa.strit: Алексей?

мега круто!!!
Мой отзыв: Toyota Sprinter Trueno 1999

Прокопьевск
Блин, а с нас этот алтаец на газ66 взял по 1000р. за первый подъем, а 2000р. до 3го поворота, где 2е проблеммное место...
Не показывайте идиотам правду, они пришли от нее отдохнуть.

молодцы!очень интересно было прочитать
H-o-n-D-A !!!
Mangus: передо мной какая-то иномарка раз 8 пыталась взять первый подъем (я ее терпеливо ждал внизу). Потом хозяин плюнул и пошел к ГАЗу (я ему сказал про такую возможность). Я их ждал около часа - уж не знаю до куда он ее там дотащил (вроде как раз до третьего подъема и за 1.000, я предварительно на таких же условиях договорился), но меня ГАЗ после этого только на 150 метров согласился тянуть. Тянет аккуратно, есть возможность уверенно маневрировать. А иномарка та с лексусом (вроде рх-350) подъехала к перевалу, там они на него прицеп перецепили. Тот тоже не с первого раза заехал - откатывал и ходил изучать дорогу. Потом со скрежетом его "прошел" с разгона - уж не знаю сам или прицеп звуки подавал. :-)
Фотки супер, респект.

ЩАР зачет )))))))))))))))
lue

ухта
экстрим,однако

Эх, русский туризм возвращается!

В этом году ездили до Кута Ярыка, очень понравилось! Есть желание повторить!

тоже хотел съездить, но не получилось на следующий год обязательно поеду
Мой отзыв: Isuzu Bighorn 1998
Такса из прелюда
"Даже двухсотсильная? :)))))))))))))))
про 20-30 метров эт точно....
На отгрейдерной дороге всё было бы точно также. Уж поверь мне. Ситуацию могло спасти только: 1) разгон задом - риск и очко жим 2) может быть спущеные передние колёса до одного очка"

Дмитрий 2705, ты там хоть боком разгонись! Видел бы Таурега, у которого висели в воздухе правое переднее и левое заднее колесо (на дороге, можно сказать, подряд две канавы по диагонали - между ними хоть как повиснешь, хоть колеса спускай, хоть "задом очко жим"). Задом на прелюде в горку по камням надо попробовать - с тебя бампер, сразу говорю!
Автору привет! Жель не написал, как назад ехал!
Такса из прелюда: Алексей, привет. Про то, как назад ехал - не совсем понял. Акташ - Омск? Асфальт как асфальт :-) Или я чего другого упустил? Добавляй, как непосредственный участник :-)

Про подъем... Зависит от водителя. Мы заехали на Кату Ярык после недели дождей на заднеприводной пятерке.. Где изрыто, нужно максимально близко проезжать к краю
Мой первый комментарий исчез. Наверное по причине вложения фотографии не соответствующего размера.

Благодарю еще раз всех за теплые отзывы.
Такса из прелюда
Добавлять не буду, здесь написано "Грубые и нецензурные комментарии будут удалены"
;-(

вот ВСЕ кто пишет про проезд через Кату-Ярык только и делают что пишут! а чо УМА НЕХВАТАЕТ сфотать этот сложный 30-метровый участок и показать остальным чтобы мы были готовы к сложностям??? там каждый день проезжает сотни человек - можно ведь как-то решить эту проблему.
SF5 лесник на палке
Мой отзыв: Toyota Corolla II 1998

55 РЕГИОН (Нефтянники)
Привет землякам!! Тоже там был в начале июля. ОПЕЛЬ АСТРА сам с разгона поднялся. А Телецкое не очень понравилось: грязь,места мало,комары. Опель оставили на турбазе в 2км от Кату-ярыка. А так все супер!!!!! Следующий раз на Актру попрем!!!!!
JEEP WRANGLER

Молодцы, из Омска приехать!
А на остров перед Учаром вы не пошли? Оттуда виды на водопад более полные, а их я на фото не вижу?
Ну и с палатками ,вы похоже хапнули морозца!
И вообще, расскажите как можно в машинах ночевать? Я вот на природе в Делике не могу нормально уснуть, хотя кровать там приличная раскладыватся.
МТБ, Шерегеш и офф-роад. Вело-лыже сервис и прокат. Лыжная база Yolochka.

Во маньяки!!!))) респект канечно!!Но чтобы на преле в горы ездить!!))))я бы на своем никогда не полез )) Форика и то жалко туда своего пихать...а уж ПРЕЛ!!)))
IvanК: не совсем понятно что за остров и как на него проходить. Вроде дошли до "максимума". А ночевать в машинах... ну, наверное на любителя. У меня так с этим вопросов вообще нет, хотя в палатках поудобнее будет, не говоря уже про кровать :-)

Это не доходя того места откуда вы фотали, нужно повернуть на право и пройти по большому поваленному дереву на островок. А вообще это не "по-максимому" мы лазели по левому берегу на верх водопада, там красивое озеро, и дикие животные приходят на водопой. Нога человека там "ступает" редко :)
999rus54: ясно. В следующий раз :-). У меня тоже возникала мысль, что там дальше. Просто мы поздно вышли (14-30), соответственно толком и не поизучали окрестность. Через бревно в любом случае переходить на ту сторону, чтобы на верх пройти?

Я так понял что обязательно. И "пройти" там не получится. Там практически все время надо лезть. Тропы там нет. Однозначного путь тоже отсутствует. Наш проводник сам туда полез первый раз. Я пожалел на середине что полез (когда подумал как от туда слазить) пару раз чуть не упал... Камни мокрые от брызг водопада. Но на верху оч. красиво

Нальчик-Новосибирс
Омичи-МОЛОДЧАГЕ!!!! Путешествие незабываемое!!! 105 за фото!!! Позже прочитаю отчёт!!!
Перевал кату ярык скушен и прост
Были на эзене (пару километров) от перевала, общался с местными, говорят это специально байки они травят и расползается слух, чтобы проехавшие его считали себя героями, они ездят зимой, и летом по дождю! на жигулях и вверх и вниз, и никакой сложности (если не в дупель пьяный) нет
Справедливости надо заметить ято я ездил на сурфе, но нигде перед не подключал (т.е на одном заде) не на кату ярыке не на ТО ни на бродах везде ехал прямо, и не искал помельче, так что рассказ что когда я увидел кату ярык я прям оба....ся это человек которого на природу нельзя пускать, был один на эзене, высоты боюсь а на учар можно идти там высоко ? вот такие и чувстуют себя героями на кату ярыке, так что едьте спокойно если прокладка между рулем и сиденьем нормальная - проедете
Остров там есть, перейти по бревну, - легко и просто, там даже стоянки есть на осрове, Кстати мы ходили на Учар с детьми, Я, жена, дочь 9 лет и дочь 3 года, младшую таскал на себе (автокресло прицепил к рюкзаку) и вперед сходили за один день ушли в 10 вернулись в 8 вечера, на водопаде 2 часа отдохкули

Кузбасс
Был в августе,хотел написать отчет, но не судьба. Жена умудрилась потерять фотик.
Про подъем -
1. Теперь там 3 проблемных участка и Салават берет 1000р. за каждый.
2. Никогда он там не будет грейдировать. Это его живые бабки. имхо.
Рассказ хороший, за фотки спасибо.

Магадан-Спб
фото класс
О-о-о, ёлки-палки, аж дух захватило из за фотографий. Тоже хочу туда!
Супер! Завидую! За фото ваще 100баллов!!!

Berlin
Молодцы, земляки! Отличный отдых.
...
очень ХОЧУ туда!!!красота.рисую план в голове.
Был на юге телецкого в июле, видел автора статьи. Был на Lexus LX-470. Кату-ярык вообще без проблем прошел, без всякого экстрима и гемора. Места завораживают. Охото туда еще, еще, и еще раз. Про местных аборигенов наслушался много, говорят что стреляют там. В балыкче останавливаться не рискнули. За 20 км от телецкого пробил колесо о камень. За 2 часа мучений с заменой, не остановилась ни она мимо проезжающая машина.
damtor2000: наша видавшая виды Mazda тоже Кату-Ярык прошла "без всякого экстрима и гемора". :-)
Про колесо: так вас же вроде минимум четверо на фотографии, неужели помощь нужна была? Да и авто ваше внешним видом не взывает о помощи :-)
Удачи.

СИБИРЬ - МАТУШКА
можно только позавидовать !!!
Мы не ведаем, что творим !!!
Мой отзыв: Toyota Camry 2005

Зачётный отчёт! В первых числах июля был на ЮБТО. Воды было столько, что на турбазу "Кырсай" было не проехать, дорогу на турбазу показывали стоящие в воде вешки. Остановились на "Золотых песках". К самой косе на машинах было не проехать, около "Золотых песков" вода была по пояс. Првда попытались прехать на Туареге, где его настиг гидроудар. С ЮБТО Туарег ушёл на пароме. Небольшой отчет https://forums.drom.ru/kuzbass/... Есть желание ещё туда поехать и сходить на Учар и каменные грибы.

Хочу тоже туда!
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.
Сергейlucida: знакомые места, только воды заметно побольше :-) Уж и не знаю, что бы мы там в начале июля делали. А фотографии красивые.

Axis54
Добавлю свою веху в посещении ЮБТО. Первое фото в кармане на Кату-Ярыке пропускал пьяный КАМАЗ. Второе в фигваме на базе у подножия. Южный берег понравился, но во время посещения у местных был праздник, поэтому долго задержаться не пришлось

ВАЗ 21102: Нас было 5. Колесо пропороли о камень в луже. За 2,5 года владения авто, ни разу запаску не доставал. Когда же она понадобилась, неокозалось "секретки" для снятия запаски. Незная устройство крепления запаски, разобрали пол задницы авто. Оказалось все гораздо проще, но запаска оказалась спущеной, благо в последний момент, один из нас чудом насос в багажник бросил. А вообще, всем огромный респект кто побывал в этих местах, такой красоты я за свои 34 года я еще не видел:-)))

ВАЗ 21102: Как я понял, вы приехали на ЮБТО 25.07 примерно в 16.00. Мы приехали туда 25.07 около 20.00. Мы проехали чуть дальше Вашей стоянки. Мы из Бийска. В Омске был несколько раз. Прикольно:-)
Удачи!
damtor2000: припоминается. Только вроде вы с девушками были :-) Может и показалось. И уехали вроде ночью, если не ошибаюсь. А ближе к началу косы местные алтайцы приехали, ночью купались и тоже уехали.
У вас из Бийска весь горный как алтай на ладони, вам сам бог там велел его красоту познавать, хоть каждые выходные :-)
Удачи.

Глухомань!Еще бы аборигенов переселить !
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

А, значит это я вашу компанию видел напротив Учара 26го июля. Еще удивился, увидев прелюд, похожий на мой. Хотел подойти, спросить, но не успел добежать до "дороги" - вы просто мимо проезжали и не остановились.

Водителю прелюда - привет! Пусть заходит в ветку прелюдоводов.
! Honda !
Мой отзыв: Honda S2000 2005
Alexey Markov: 24 июля вечером мы поехали с Учара на ЮБТО, 28 утром поехали в сторону Кату-Ярыка. 26 - полноценный отдых на ЮБТО. Хронология в фотографиях к отчету :-)

Текст класс!!!!!!!!!!!Фотки тоже!Молодцы!!!!!!!!!!!!

Сергейlucida: да кырсай там залило, подъезжаю к базе - стоит буханка не рискует ехать, сходил пешком посмотрел вешки чуть выше колена, блокировку и перед включил и вперед проехал без проблем, а вот буханка поехали и застряла, но не потому что Уаз не мог проехать , а потому что прокладка между рулем и сиденьем была кривая... Приехал с кырсая Газ 53 и с 4 раза выташил уазик. воды было всего по колесо Surf 185.(стандартный)
Сергейlucida: посмотрел где таурег гидроудар словил, проезжал я там 3 июля, да глубоковато там для таурега...
man: "Справедливости надо заметить ято я ездил на сурфе, но нигде перед не подключал (т.е на одном заде) не на кату ярыке не на ТО ни на бродах везде ехал прямо, и не искал помельче..."

"да кырсай там залило, подъезжаю к базе - стоит буханка не рискует ехать, сходил пешком посмотрел вешки чуть выше колена, блокировку и перед включил и вперед проехал без проблем..."

Ноу коммент-с.
Это просто сказка! Красота первозданная! И стока экстрима...Вам надо издать путеводитель по тамошним местам: написано так классно, что дух захватывает! Просто супер! Мы сами любители "необитаемых" мест отдыха(в основном специализируемся на Тюменской области), но такой "дикой" природы не видывали! Вобщем - однозначно "отлично"!
ну ладно ладно на кырсай да включал вода с колесо когад быстро едешь вода через капот, но на буханке сидел водила который вешек не видит и слез с натоптанной дороги и сел вытягивали газом.. хотя больше для подстраховки. а кату ярык и пр- нормальная дорога даже для легковушек, грязи ведб нет везде отсыпанная грунтовка...
а где тайрег словил гидроудар так проезжал, хотя там также глубоко но участок метров 10 всего а до кырсая метров 100 было.
Молодцы! твердая 5-ка!!!!!!!!!!!!!!!!!

Нск
Молоцы!!! отчет на 5+
Цепи не помогут,проверено. С ними еще хуже.
Миха Лепетов
Привет всем!Уточняю тел. Виктора Романовича 89136958088. Можно предупредить о приезде SMS-кой. Там рыбалка классная-пелядь, форель (форель-платно).Кстати и если на Актуру можно останавливаться в Узун-келе

Блин, нежалко Прел купать было? и вообще долбать в этом путешествии? = )
RECORDно-ACCORDного Вам дня !
The Power of Dreams
..... Fun&Adventure!!!!
superkurt
Ничего страшного в Кату-Ярыке не увидел. Почему о нем столько разговоров. Приезжайте в Алмату - здесь вам кату-ярык ерундой покажется. Перевал как перевал, около Алматы 50 перевалов опаснее и интереснее.

Саяногорск
superkurt:
Тоже ни чего особенного, может дорогу в порядок приводить стали.

фоты супер,отзыв тоже!))
На след год туда попру)))

Саянский
Ребята на лексусе, не знающие как снять собственную запаску, поразили до глубины души! Автору и товарищам- уважуха!
андрей-нск
:-) а нахрена ребятам на лексусе знать, как снимать собственную запаску?