Пятидневное путешествие в Монголию на озеро Хубсугул на Toyota Land Cruiser 100 и Ниве

27.10.2008 | 38990 просмотров

Иркутск: два автомобиля повышенной проходимости (Toyota Land Cruiser 100 и наш отечественный джип «Нива»); трое туристов-любителей, включая меня; надувная лодка с подвесным мотором; спиннинги, рыболовные снасти; одежда; продукты питания и все иное, необходимое для нормального пребывания и проживания на озере – Монголия (озеро Хубсугул).

Идея съездить на Хубсугул возникла спонтанно у одного из нас, и была поддержана остальными. Раньше каждый из нас слышал про озеро только со стороны, в том числе из уст знакомых, товарищей, при этом мнения как всегда расходились. Поэтому было решено воочию увидеть все своими глазами.

Конкретно мне хотелось «нарыбачиться до тошноты» и попутно посмотреть на когда-то существовавшую там империю Чингисхана:). Визы получили быстро, в течение недели. Специальную подготовку и экипировку автомобили не проходили. Однако, на всякий случай, «Нива» прошла ТО, полностью заменили подвеску, обули ее в хорошие, «зубастые» шины.

Российско-монгольская граница работает только по будням (с 1000 до 1700), и чтобы быть в числе первых на таможне, было принято решение выехать с Иркутска в воскресенье. Так и сделали.

17 августа 2008 года примерно в час дня с полными бензобаками отправились на самое большое пресное озеро в Монголии. По дороге, где-то на 60 км Култукского тракта (М-55) выясняется-вспоминается, что забыли сумку с одеждой, спасательные жилеты и, наверное, самое главное, фотоаппарат. Возвращаться категорически не хотели, поэтому искали варианты, как доставить вещи к нам в машину. Сложность заключалась в том, что указанные вещи были в другой машине, которая стояла в гараже, второй экземпляр ключей от двери которого был у брата; брат – на даче; дача – в Листвянке; ни один из телефон, включая его, недоступны. Короче, длинная цепочка действий получается. В итоге, передача вещей состоялась в семь часов вечера в Култуке. Сытые едем дальше:).

В Кырене пополняем баки, на ночлег останавливаемся в Ниловой пустыни (курорт, находящийся в семи километрах в сторону от с. Туран).

Утро следующего дня. Едем дальше по намеченному курсу. Очень приятно удивила дорога, ее состояние, от с. Туран практически до самой границы. Синее небо практически без облаков, красивые виды в любую из сторон позитивно сказывались на нашем настроении:).

К 10 часам утра подъезжаем к таможне, встаем в очередь на проезд через контрольно-пропускной пункт.

От Монголии нас отделяет лишь зона таможенного контроля протяженностью не более 300 метров. От этого желание попасть на территорию другой страны только усиливается. Колючий забор, смотровые вышки, серьезные лица таможенников с огнестрельным оружием в руках сводят на нет мысли о том, как миновать таможню и (или) проскочить ее быстро и незаметно:).

С небольшим отклонением от графика работы таможенного поста въезжаем в зону таможенного контроля. Общее время досмотра не превысило 90 минут, при этом монгольским пограничникам хватило минут пятнадцать. Рыболовные сети не брали с собой принципиально, не из-за запрета их ввоза в Монголию, а потому что нас интересовала лишь спортивная ловля рыбы. В свою очередь, из Монголии запрещается вывозить саму рыбу, а также мясо.

И вот мы уже не только видим степи и горы Монголии, но и движемся по ней. Асфальтовое дорожное покрытие сменилось на гравийное. Высота над уровнем моря порядка 1 700-1 750 метров.

Основной вид деятельности местного населения – животноводство. Повсеместно «тусуются» морозоустойчивые мохнатые яки.

Проехав километра четыре от границы, очередной шлагбаум заставляет нас остановиться; внесение денежной суммы в размере 150 рублей за въезд в Хубсугульский национальный парк позволяет продолжить движение:).

Не доезжая до населенного пункта Ханх, расположенного на севере озера, сворачиваем в сторону и примерно через 7 километров (в общей сложности от границы – километров тридцать) стоим на берегу Хубсугула. Красиво, по летнему солнечно и тепло, но в то же время свежо и ветрено.

На обед заворачиваем в юрткемпинг «Северный берег», расположенный в метрах 200 от озера (фото сделано на обратном пути).

Тихо, спокойно, из отдыхающих только 5 человек на двух автомобилях, на одном из них – приятели (любители порыбачить на сетку). При нас вытащили налима почти на 10 килограммов, и были пойманы монгольским инспектором:), поскольку ловля рыбы на сетку запрещена. Пришлось отпустить рыбу, а монгол, пока доставал свой фотоаппарат, не успел все это запечатлеть. В итоге, как мы узнали уже в Иркутске, после долгих объяснений каждый на своем языке инспектор отстал от них.

Накормили нас вкусным обедом, супом с баранины и монгольскими чебуреками:).

Долго не засиживаясь, движемся дальше.

Нам предстояло преодолеть броды 7 рек, впадающих в Хубсугул, каменистую, песчано-травянистую, местами с торчащими из земли корнями деревьев, ямами, лужами дорогу протяженностью 54 километра, а также пару бревенчатых мостиков не первой свежести:)

Некое опасение было, в том числе по преодолению бродов рек. Сами были свидетелями того, как «поплававшего» в какой-то одной из речек новенького «Туарега» загружали на эвакуатор в юрткемпинге для доставки в Иркутск. Наслышаны были про случай, как в течение трех суток вытаскивали засаженного по самые «уши» в трясине ГАЗ-66.

Для нас же все сложилось удачно. Отсутствие дождей в течение последних трех дней в совокупности с солнечной погодой, и как следствие, обмельчавшими реками, позволило без труда и опасности для автомобиля добраться до места, а также пересечь броды всех семи рек.

В целом дорога никакой опасности не представляет, местами она даже очень приличная. Укатанные песчаные участки дороги позволяли двигаться со скоростью до 80 км/ч. Вместе с тем, осмотрительность и внимательность необходима и поможет сохранить в целостности днище автомобиля, брызговики, пороги, бампера, которые легко можно «покоцать» или оторвать.

Время в пути от юрткемпинга «Северный берег» до места (река Ноенгол) со всеми остановками составило 4 часа.

Мы на месте. Тут же появляется монгольский всадник, которого мы собственно ждали, Батжирхал (по-русски имя его вроде так звучит) – егерь национального парка, или просто Бат. Товарищи, бывавшие там ранее, рассказывали про него и очень лестно о нем отзывались. Действительно, хороший человек, неплохо говорит по-русски. Первым делом вместе с Батом ставим палатку и кухню.

Приготовив на скорую руку поесть, отмечаем наше прибытие. Немного выпив и почти ничего не поев, Бат покидает нас. Монголы, как выяснилось позже, пьянеют быстро, может, поэтому пьют немного. Едят, как правило, тоже мало, или русская кухня им по душе, или просто скромничают.

Сразу же в первый день заказали у Бата барашка. На третий день нашего пребывания его товарищ привел живого молодого курдючного барашка. Отдали за него, учитывая отличное качество мяса и Иркутские цены, всего 1 500 рублей. Монгольские товарищи на наших глазах разделали живность, и были приглашены вечером на ужин.

Хорошо посидели в тот вечер. Независимо от способа приготовления, мясо оказалось очень нежным и вкусным. Дошло и до танцев, местные зажигали:).

Природа, еще девственная, завораживает и чем-то напоминает байкальскую, но уже заезженную и в большинстве случаев загаженную. Сам Хубсугул похож на Байкал. Эти два озера даже связаны между собой реками (Эгийн-гол – единственная река, вытекающая из Хубсугула, – приток реки Селенга, которая, в свою очередь, впадает в озеро Байкал).

Средняя дневная температура воздуха 18-21С, как правило, с ветерком; ночью 8-12С. Вода в озере очень прозрачная, имеет насыщенный синий цвет с переходом оттенков, и холодная. За все время нашего пребывания не видели ни одного плавающего средства на озере.

Основным видом транспорта монголов является конь:). На какое-то время он стал и нашим видом транспорта. Бат специально пригонял низкорослую монгольскую лошадь для покатушек.

Монголы, которые не разговаривают по-русски, – забавные, молчат, естественно, смотрят как-то гипнотически, а глядя на них, всегда улыбаются.

Посещал единожды наш лагерь совсем юный монгольский всадник лет 12-ти. Накормили, чаем напоили, с собой положили сладостей, а он сидит себе «лыбу давит». Минут, наверное, двадцать посидел просто так, поблагодарил, правда, жестами и поклоном даже, и дальше поскакал.

Основная цель, с которой я ехал на Хубсугул, не была достигнута. Рыба ловилась, но плохо. Как выяснили у Бата, специально на рыбалку нужно ехать в мае-июне, в это время в реки даже живность боится зайти из-за большого скопления рыбы. Поклевка убойная и в другие месяцы, при наличии хороших дождей, когда уровень воды в реках поднимается выше среднего. В этом случае всех букашек и насекомых, которых сносит поток воды в озеро, уже поджидает на выходе рыба, много рыбы. Монголы рыбу либо не едят совсем, либо по чуть-чуть. Наши гости тоже «ломались» сначала, потом распробовали и еще просили:). Это первые пойманные нами на одну и ту же блесну хариус (с лодки) и ленок (с берега).

В пятницу 22 августа отправились домой на родную землю, хотя уезжать совсем не хотелось. Вдоль дорог, на перевалах встречаются священные места, по-разному оформленные (в виде шалаша из жердей и веток либо груды камней), местопребывание духов-хозяев местности. Здесь местные жители поклоняются духам и молятся. На обратном пути возле одного из таких мест и мы решили остановиться, просто так, сделать фото:).

В общем и вкратце, вот так мы съездили на Хубсугул и нисколько не пожалели о содеянном. Погода не подвела, лишь однажды была неимоверно мощнейшая гроза с непродолжительным, но сильным дождем и градом.

Обязательно поеду туда еще, ведь ожидаемые результаты поставленной мной цели должны быть на все сто процентов достигнуты. Очень хочется также посетить Дархатскую котловину в Монголии, включающую в себя около 200 крупных и средних озёр, а так же сотни небольших рек и проток между озёрами, в которых, опять же по рассказам, куча рыбы (ленок, таймень, белая и другие виды рыб)…

Всем удачных и незабываемых путешествий!

SirJ

Пенвонахам ДА!!!
Последнее фото вообще отпад +мульен

Новосибэрдск
Последняя фото класс!
Торможу в миг, ускоряюсь в час пик!

Государство Россий
фотки отличные, особенно синюшная
Я достаточно философски смотрю на жизнь, чтобы не огорчаться мнениям людей, судящих меня заочно.

ЗАЧОТ
А как с руским языком,ехать можно не зная языка

Как визу туда оформлять, через тур агенство? Планирую вообщето в Туву в мае ехать, но оказывается можно даже в Монголию. Тоже хочу рыбки половить! Фотки класс, а еще лучше что гаишников там нет
субару аутбек 2005 V-2,5 литра АКПП

Супер отдохнули...тоже охота!У самого 100-ка токойже только серебристый.А последнее фото и правда отличное.

Не написал сколько км от Турана до границы и от границы до оз. Хубсугул?
Nissan Patrol ZD30 2008 г.в.
Мой отзыв: Subaru Forester 1998

суперски :) всё остальное уже сказано!
367-545-910

Петропавловск-Камчатский
Замечательный и душевный рассказ хороших людей
об интересном путешествии. Профессиональные фотографии и приятное повествование..
________________________
яп. Ford Escape 2,3 XLT

Отличный отзыв!

возьмите с собой на рыбалку!!!!!!!!

Фото супер... Особенно последнее, просто обалдел, как такой пейзаж поймать удалось?
...
Даже легкое движенье видел чей-то глаз,
Чьи-то уши самый дальний слышали рассказ...

СЛ
В Дархатке с тайменем тоже все не просто, его для китайцев сетями выгребают.

Дальнегорск - СПб
фото просто супер!
TOYOTA Mark2 GX-110 Grande

Орск
Красивые места, хороший рассказ, жаль рыбалка не удалась (
Если что-то само плывет к вам в руки, присмотритесь - возможно, оно просто не тонет.

фотки супер. особенно последняя.

Чёт совсем всё кратенько, как фотик к вам всё таки попал? Да и что за аппарат? фотки какчественные... Что ещё провозить на границе нельзя? спирт можно? как с бензином в монголии? с собой брали? за ночлег Бат с вас денег взял?
в общем поподробней плз :)
TLC PRADO 150 3.0 TD AT Prestige Plus
---
Где оформлять визу? Раньше в Кырене консульский отдел был, а сейчас ?

Андрюха
Молодцы пацаны!!!

Зачет . На рыбалку в Монголию , ха ........ Легкость на подьем - тоже , зачет.
"Сначала нада в ЖКХ порядок навести, а потом ОКНО В ЕВРОПУ РУБИТЬ" ...ICQ449912020

Мегазачот!!! Последнюю фотку бы скачать в большом разрешении...

Читать к сожалению времени нет, а фото супер
купил француза :)

супер!
Этот мир не управляется законами написанными на бумаге... Он управляется людьми..

Рассказ краткий, фотографии профессиональные! Здорово!
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.

иркутск
А при пересечении границы проблем с лодкой и мотором не возникло?

волгоград
Да , на рыбалочку то было бы не плохо, с шашлычками! за отчёт 5!
много класики...
Хонда Аккорд-супер!
Мицубиси целика
нексия в хлам)))

иркутяне красавцы!

Эх.. До боли знакомое все! Я там служил 1,5 года. Читал с удовольствием и фотки супер. Зачот!
TLC 100, 2006, AKПП.
Toyota Axio, 2010.

Автору зачет. Фото 5+. МОЛОДЦЫ!!!

да на крузаке приятно путешествовать.

2 dok3333, http://Al.Leon, viewer, Smerh : Русский язык в принципе там не нужен, если точно знать куда ехать и зачем. Визы получали в монгольском посольстве. Необходимо собственноручно заполнить заявление установленной формы, загранпаспорт, фотография 3х4 и виза ваша сроком действия 35 дней. Цена вопроса – 2500 рублей (для иркутян: посольство находится на улице Ленина, 18). Инфо о расстоянии от Турана до российско-монгольской границы не написал, потому что реально не помню каково оно, даже приблизительно, а про километраж от границы до озера писал – около 30 километров. Пейзаж поймался случайно можно сказать, поскольку в реале все проще казалось, тем более, это было перед той самой сумасшедшей грозой, фотографировать большого желания не было. Действительно понял, что пейзаж удался уже дома, при просмотре крупным планом.
deliboi
А вы там случайно Кичибекова не встречали)

2 CRAYzy, kisa 3L

Как попал к нам фотик (Canon 30D) действительно интересно. Огромное спасибо Андрюхе, выручил. Единственно мне знакомый «V. Rossi», которого «вылавил» по телефону, и не где-нибудь, а в Листвянке! До дачи как рукой подать. Объясняю ситуацию.. С большой радостью, оставив супругу на даче, Андрей стрелой летит с ключами в Иркутск, и через минут 25 (это для него в большей степени принципиально:)), загородная и городская трассы расстоянием в 75-80 км. пройдены. Замочная скважина чувствует родной ключик:). К этому моменту еще один мой из братьев, уже в ожидании и с открытым багажником автомобиля, готов к старту: Иркутск-Култук. Пока Андрей «отходил» от заезда, вещи перегружены и повезены нам. Такая картина чем то мне напоминает эстафету 4 по 4 на олимпийских играх, например:). В семь часов вечера фотоаппарат с вещами были в салоне уже нашего автомобиля. Собственно именно так все и было.

Как и через любую границу установлен запрет на провоз наркоты, взрывчатых, огнеопасных веществ, оружия и т.п. Все остальное можно провозить в любом количестве, и спирт в том числе:). При пересечении границы проблем с лодкой и мотором не возникло, единственно необходимо заполнить декларацию на товары, указав их стоимость.
При желании рыболовные сети тоже можно провести. В крайнем случае, если их обнаружат, и при этом не удастся договориться с таможенниками, при уплате штрафа, отпустят. Бензином лучше запастись в России. В Ханх вроде завозят какую-то горючку в небольших количествах, но качества отстойного. Мы брали с собой с Иркутска 70 литров.
Бат мог взять только за аренду земли, нами занятой:), но он этого не сделал. А вообще думаю, у него даже мыслей нет брать за что-то деньги. Зная, что мы встретимся с ним, и что ему жизненно необходима коса траву косить, вручили ее в качестве подарка, целых три. Очень был рад!

Только раздразнили!!!!!!! Хочу на рыбалку, для нас до Монголии не долеко.
Ssang Yong Kyron 2.3л МКП 2013г.в.

я б тож смотался, красиво там.

А как там с охотой? Можно? Народ давайте соберемся и толпой туда!!!

норильск
Красивые фотки. Зря лужу по больше не нашли. Можно было бы еще крузак в болоте засадить :)
Есть еще экономическая и практическая точка зрения.

To SerJ В Иркутске оформление виз не в посольстве, а в монгольском консульстве. Также оно есть, насколько я знаю, и в Улан-Удэ. Визы оформляются быстро. С нашим районом и сомоном (районом) Ханх оформлены побратимские связи, поэтому получение визы облегчено. На Хубсугуле особенно здорово проводится праздник Льда в марте.
Honda Pilot, 2008 < Toyota Kluger L 2,4 S FOUR, 2003 < Toyota Ipsum,1997,4WD. Irkutsk - forever!

очень красивые фотографии понравилось

все, пошел зарабатывать на жип, ляпота!
Автору респект за суперский отчет.
Пересел на GL350 X166
Мой отзыв: Honda Ascot 1993

Иркутск - СПб
Гы-гы-гы!!! Про Туарег точно!!! Было дело. Знаю его хозяина.
Электричество. Все виды работ, доп мощности. Согласование перепланировок помещений.

Очень красивые фотки.

иркутск
и рассаказ содержательный и интересный. Сразу захотелось съездить в Монголию.

pip

Ново$ибирск
Молодцы, зачетные фото!
Когда споришь с дебилом, подумай, может он делает то же самое.

Написано хорошо, фоты Супер! 5+

Моха
Да тема интересная конечно, с точки зрения мир посмотреть да себя показать, а вот интересно Ниву брали с собой шмотки что ли везти, а то ехать на ней куда то в дальнее путешествие сомнительное удовольствие, то ли дело "соточка", и вот хоть убейте, не вижу смысла ехать на бошую рыбалку, чтобы вернуться с неё без рыбы ????, чтобы ушицы там самим похлебать да местных покормить, фото очень неплохие, держите земляки пятерочку
Не все хорошо, но фота просто на 5, смотришь и диву даешься ...крастота!

Старый Оскол
Хорошие фотки и комментарии им под стать - спокойные, не напряжные, без излишних слюней.
Молодцы, ребята!
Если чайка летит жёпой вперёд, значит ветер сильный...!©
(старинное удмуртское рыбацкое поверье).

Евгений паджеро
крузак молодец фото красиво но ниву брать с собой опасно
porokov/g.Usinsk
Я так понял, что там, где прошла Нива,не было
проблем и у Крузера?)))По фото видно, что ее первой
пускали. Могу купить любой Крузер, но по рыбалкам
и охотам в нашем приполярье мотаюсь на Ниве.ВЕЩЬ!!!

статья хорошее, фото отличное! Интересно одно-были ли споры чья машина лучше по внедорожным качествам? зная нашего брата у нас самые лучие машины и т.д. и т.п. если да то как решали и вообще про дорогу расскажите какая авто преодолевала лучше хуже? с уважением "белый шум"

Интересно и лаконично,все достойно и красиво. Побольше бы таких отчетов! 5!
Nissan - X-Trail 2003

этот крузер везде ползёт я на сотке почьти весь алтай използал

За комменты всем спасибо.

То MPS24
Порядок не знаю, но зверя много!

То Моха
«…вот хоть убейте, не вижу смысла ехать на бошую рыбалку, чтобы вернуться с неё без рыбы ????...»
Кому как… рыба как таковая нафиг не нужна, сам процесс интересен, да и больше пуза не съешь. В Ниву закинули ящик с мотором, лодку и все к ней принадлежности, включая дно, по-другому бы никак не получилось.

То Евгений
«…но ниву брать с собой опасно». Тоже об этом думали:), но все-таки решили, что лодка нам необходима.

То porokov/http://g.Usinsk, белый шум Бездорожья с большой буквы не было, поэтому проверить в полной мере внедорожные качества автомобилей не представилось возможным, да и изначально не ставили перед собой такую цель. Спор, чья машина в этом плане лучше, тоже отсутствовал. Наиболее опасные участки Нива, на всякий случай, шла исключительно на пониженной, сотку на «эльку» приходилось ставить несколько раз, всяческие «приблуды» сотки, повышающие ее внедорожные качества, не использовали.. По асфальту догоняющей была Нива, по ухабам и бездорожью - наоборот:). Ниву действительно пускали первой. Причина проста. Если бы Нива где-нибудь «села» (сопровождалось это бы или нет неблагоприятными последствиями для нее), возможно, было и неприятно, но грусти и сожаления по этому поводу не возникло, сделав несколько снимков, крузер, думаю, вытащил бы ее. А вот наоборот никак.

Отлично съездили, а фотки где через речку переезжаете можно на обложку авто журнала! 5!
Civic был
Civic есть

Петропавловск-Камч
а снимали не только на КЭНОН 30Д, но и на САМСУНГ!! значит было 2 камеры)))

То Voffka_007
Было две:) но дома забыли как раз Кэнон

всем говорю нива МАШИНА!!!! ВЕЩЬ!! а крузак игрушка! sir не обижайся (и все читатели)но если машина в руках рспEzD-я то и крузак долго не протянет! и чему ломаться у нивы я тоже не понимаю! за последних два года у "белый шум"(нива) ничего не ломалось! и сей час загляни под нее все сухо и все цело

Зачем в Монголию ехать на рыбалку. Для этого есть своя Хакасия и Тува
Honda CR-V '97

красиво то как !!!!!

Mingi-Tauyama
Спасибо!! отличные фото!
ЭОЖ/хуЕЖ

VadiM_VadiM
Лучше на Байкал приезжайте!

Привет участникам похода! ПРиятно почитать про места в которых побывал:)

Давно прошло то удивительное время, когда мне довелось работать на Хубсугуле и окружающих его окрестностях, включая Дархатскую впадину.1965-1970гг геологическая сьемка на всей территории Северной Монголии;1970-1980гг- геологические исследования Западного Прихубсугулья и оз.Хубсугул.Осталась прекрасная память, в том числе и от рыбалки.

А это наша поездка,чуть ранее.

Извиняюсь, почему то получилось две одинаковые фото.В том же месте,только 2007 год.

Маленькие коментарии.Утку поймали с лодки на спининг,далее отпустили.Сафаря выкапывали часа два пока крузер не пришел и не вытащил.Добавлю фотографии Батжергала действительно очень хороший человек.Последняя фотография,это половина нашей дружной компании в гостях у Батжергала.

2008 год начало августа.Дейсвительно рыба ловилась после дождя с первого раза.

Добавляю пейзажи и как мы не добрались до лагеря.

Прикольные фотки))
Надо ехать туда снова...

Mihalich85
Цитата: (Читать пока времени нет... а фотки класс!!! Се тоже как в отзыве тачку хочу... тобиш Ниву :) а TLC100 - паркетник :)
Пенвонахам ДА!!!)
Ответ: для Kiri LL: Дружище! Коньяк пахнет клопами только для тех, у кого на него денег не хватает:)удачки тебе с Нивой:):):)

Mihalich85
Молодцы пацаны!!!!красиво скатались!!!!!:)

Ребята отзыв на 5 с +ом, а фото еще лучше, кстати, это хорошо для примера Нива и Крузак, то что крузак выдержит сомнений не было, а вот про ниву мнение улучшилось. В общем, как цель достигните, напишите пожалуйста историю и по больше фотографий, уж больно там места красивые :)

Сашка 1983
А на ниссан АД пройду до рыбалки?

ulan bator
фотки класс и описано все со вкусом.Молодцы.

супер!!!5+

SirJ:
То porokov/http:// Ниву действительно пускали первой. Причина проста. Если бы Нива где-нибудь «села» (сопровождалось это бы или нет неблагоприятными последствиями для нее), возможно, было и неприятно, но грусти и сожаления по этому поводу не возникло, сделав несколько снимков, крузер, думаю, вытащил бы ее. А вот наоборот никак.
Мы Нивой в Монголии легко вытащили груженый УАЗ-головастик, наверное потяжелее Крузака будет
www.travel.drom.ru/21080 - Монголия-2012

Honda Orthia. Нива ВАЗ-2131.

Классено.

Здравствуйте! Меня зовут Михаил. Я из Томска. В 2013 году отдыхали и лечились в Ниловке. Доехали до границы, но нас не выпустили в Монголию, не было виз. В этом году опять собираемся в Ниловку и в Монголию на авто. Много вопросов. Прошу ответить.